Прислать новость
  • 14 °C
    Погода в Бресте

    14 °C

  • 2.6534
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6534
    EURO2.7896
    100 RUB3.6694

Запчасти перестанут поставляться, возникнут сложности с ремонтом: Что еще ждет автовладельцев из-за войны в Украине?

12.03.2022 09:23 Коллаж: gross. Источник фото

По мнению Львовского, белорусы могут вернуться к опыту 1990-х годов, когда был популярны услуги по перегону подержанных автомобилей из Европы.

Война в Украине больно ударила по автомобильному рынку. Ряд производителей заявил о приостановке поставок машин и комплектующих в Россию, а значит — и в Беларусь. И этот список продолжает расти.

В автосалонах стараются сохранять внешнее спокойствие, однако изменение ценников и замедление оформления сделок говорят о ситуации, близкой к панической. Известны случаи, когда повышение стоимости на автомобиль коснулось ранее заключенных договоров, пишет «Салiдарнасць».

Реклама

Единственный крупный производитель легковых автомобилей в Беларуси — это завод «БелДЖИ», где выпускают популярные кроссоверы, в числе которых Atlas, Atlas Pro, Coolray. Мощности предприятия составляют 60 тысяч автомобилей в год, но достигнуть пика не удалось. Будет ли это сделано в ближайшие годы, большой вопрос.

Эксперты характеризуют ситуацию как неоднозначную. С одной стороны, белорусское предприятие в краткосрочной перспективе может столкнуться с проблемой поставки комплектующих. С другой, марка постепенно наращивала объемы продаж как в Беларуси, так и в России. В РФ в прошлом году реализовали 24500 (+59%) экземпляров, в РБ — 7440 (—19%).

На сайте предприятия указано, что при производстве используется современное оборудование Bosch, роботы Durr. То есть зависимость от западных технологий существует, не говоря уже про нарушение логистических цепочек, с чем сейчас столкнулись большинство автопроизводителей в Европе.

Читайте также: «У нас обычный спрос»: поговорили с официальным дилером Skoda и выяснили, какие госорганы ездят на «санкционных» авто

В ситуации, если многие западные автопроизводители уйдут, долю рынка займут именно китайские производители, которые в последние годы демонстрируют существенный прогресс. Поэтому, считают специалисты, в долгосрочной перспективе белорусский производитель может приблизиться к заявленной пиковой мощности. Правда, перед этим предстоит провести масштабную работу по перестройке логистических цепочек и замене западных компонентов.

На данный момент в автосалонах Минска не скрывают, что испытывают трудности на фоне повышенного спроса. Так, кроссоверы Coolray остались только в базовой комплектации. А цены меняются постоянно: на прошлой неделе произошло повышение в среднем на 10 тысяч рублей, ожидается изменение цен и в ближайшие дни.

Внешне на заводе сохраняют спокойствие. Но 11 марта стало известно, что «БЕЛДЖИ» уходит в отпуск, работникам предлагают перезаключить контракты, где зарплата прописана в рублях, а не в долларах, как ранее, сообщают наши коллеги.

«У нас в контракте была прописана зарплата в долларах, и получали мы ее, конечно, в эквиваленте. Теперь заставляют переподписывать контракты, переводят ее в рубли. А еще завод с 16 марта по 1 апреля уходит в отпуск. Мы в недоумении — только недавно были в отпуске, в декабре», — рассказал сотрудник предприятия.

Читайте также: Романчук — об уходе западных брендов: «Каждый белорус не осознавал, каким количеством иностранных товаров пользуется»

Реклама

Старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский в комментарии «Салiдарнасцi» выразил мнение, что бренды будут отказываться от продолжения работы в стране, запчасти перестанут поставляться, возникнут сложности с ремонтом. Ситуация на автомобильном рынке хорошо иллюстрирует то, что ждет белорусов.

«Кроме понижения уровня жизни, произойдет ухудшение ее качества. Если вы захотите купить машину определенной марки, то возникнут проблемы. Бренды будут отказываться от продолжения работы в стране, запчасти перестанут поставляться, возникнут сложности с ремонтом», — считает эксперт.

По его мнению, белорусы могут вернуться к опыту 1990-х годов, когда был популярны услуги по перегону подержанных автомобилей из Европы. Сейчас ситуация сильно изменилась и действуют заградительные таможенные пошлины, но в целом этого исключать нельзя.

«Люксовые марки в большей степени будут отказываться от нашего рынка, поскольку они больше конкурируют за доверие покупателей. Запад сплотился вокруг Украины. Выбор между Bentley и Maserati может решаться в зависимости от линии поведения производителя. В некоторой степени это связано со стоимостью бренда, которая напрямую зависит от репутации. Но в большей степени — от того, в какой нише существует марка. Если автомобиль покупают благодаря бренду, то для покупателя имеет значение не только дизайн и набор опций, но также позиция производителя», — поясняет экономист.

Читайте также: «Медикаменты станут дороже в 1,5-2 раза»: Марголин объяснил, как будут действовать санкции против Беларуси

Что же касается предприятий, которые еще до недавнего времени успешно функционировали в России, то Львовский считает вполне возможным закрытие некоторых заводов. Все зависит от того, сколько продолжится война и чем она завершится. Сборочные цеха были открыты ввиду того, что локализовать производство на территории РФ было выгоднее производителям. Но из-за ограничения поставок критически важных комплектующих (например, блоков электроники) и имиджевых потерь такой вопрос может рассматриваться всерьез.

Бенефициаром ситуации на авторынке может стать Китай, о чем говорят все чаще. В КНР наблюдается бурный рост в данной отрасли, осваивается выпуск новых моделей, заметен прогресс в качестве сборки.

«Безусловно, в более выгодном положении окажется тот, кто занимается поставками из Китая и имеет там деловые связи. А также бизнес, сумевший обойти санкции и освоивший серые схемы импорта», — предполагает эксперт.

Львовский также напоминает, что на продажи автомобилей всегда влияла доступность кредитов. Но Нацбанк уже увеличил ставку рефинансирования, а, следовательно, они будут очень дорогими. Сейчас же получить деньги в долг у банка — из разряда миссия невыполнима.

Читайте также: Щигельский: «Чтобы санкции привели к падению режима, они должны быть уровня блокады кайзеровской Германии»

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.