Прислать новость
  • 21 °C
    Погода в Бресте

    21 °C

  • 2.5833
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5833
    EURO3.0555
    100 RUB3.3978

Судей надо выбирать, уверены сторонники реформы судебно-правовой системы Беларуси

Судей надо выбирать, уверены сторонники реформы судебно-правовой системы Беларуси

202 02.10.2018 19:37 Фото носит иллюстративный характер. Источник: http://gx.net.ua

О необходимости реформы судебно-правовой системы Беларуси говорили 29 сентября в Бресте в офисе БСДП (Грамада).

Инициатором дискуссии о необходимости реформ в отечественном правосудии, о том, как перестроить судебную систему, чтобы она была максимально справедливой, выступила Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). В качестве экспертов на круглый стол в Брест были приглашены судья Конституционного суда (1994 – 1996г.), доктор юридический наук Михаил Пастухов и бывший следователь прокуратуры, правозащитник Олег Волчек.

По словам последнего, то, что белорусская судебная система, мягко говоря, далека от совершенства, стало понятно еще в конце прошлого века.

Реклама

Олег Волчек также отметил, что если в прошлом году на первом месте по популярности, среди белорусов, была тема Декрета №1, то в нынешнем все чаще звучат высказывания о недоверии к судебно-правовой системе. Правозащитник связывает это с рядом обстоятельств, в том числе и с тем, что далеко не каждый обычный гражданин, попавший в сложную ситуацию, может сегодня нанять адвоката, поскольку это довольно дорогое удовольствие.

«В Минске день работы адвоката стоит 250 рублей – это минимум, – привел пример правозащитник. – Вторая проблема – госпошлины. Третье – исключили родственников из числа лиц, которые могут выступать в качестве адвоката».

Читайте также: Проблема в том, что люди не защищены: В Бресте прошел пикет за реформу судебной системы

Реклама

При этом Волчек отметил, что ситуация в судебно-правовой системе страны имеет тенденцию к ухудшению. Так, в следующем году может вырасти число административных дел, а в итоге штрафов, за счет которых будет пополняться госбюджет, потому что в него заложена соответствующая статья доходов.

«Необходимость реформирования судебно-правовой системы очевидна для всех», – считает Михаил Пастухов. Этот вывод он обосновывает, в частности, тем, что суды и судьи не должны быть зависимы от главы государства и других структур власти. Деятельность судов не должна носить обвинительную направленность и репрессивный характер. Не должно быть предвзятости при вынесении решений. Суды не должны отказывать в рассмотрении жалоб на решения и действия органов управления и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан.

По его словам, гарантом сохранности правовых норм жизни государства должен стать Конституционный суд. Он должен проверять законность любых правовых актов по инициативе любых субъектов, включая политические партии, общественные объединения, местные органы власти и любого гражданина, который ставит под сомнение правовой акт, который, по его мнению, нарушает его права.

«Я считаю большим упущением то, что в Конституционный суд не стал рассматривать так называемые конституционные жалобы и до сих пор это никак не восполнится», – отметил Михаил Пастухов.

«И до сих пор ответы из Конституционного суда приходят за подписью не членов суда, а секретариата», – посетовал в дополнение к словам Пастухова участник круглого стола, юрист Игорь Кабалик.

Читайте также: Брестские активисты ушли с заседания в облсуде, на котором рассматривались их жалобы

Реклама

Инициаторы реформы предлагают следующие принципы построения судебной системы:

  1. Вместо назначения судей – их избрание. При этом судей высших судов должен избирать парламент, а судей нижестоящих судов – местные представительные органы по рекомендации Всебелорусского совета судей.
  2. Экстерриториальность основного звена системы общих судов. Создание межрайонных судов в границах судебных округов, что позволит унифицировать суды по численности и нагрузке и вывести из подчинения местных органов власти.
  3. Усиление гарантий независимости судов. Одной из таких гарантий может стать введение суда с участием присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел, когда обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления.
  4. Расширение судебного контроля за действиями органов предварительного следствия. С этой целью судам необходимо предоставить право решать вопрос о достаточности оснований для ареста подозреваемых (обвиняемых), а также о проведении следственных действий, связанных с посягательством на права и свободы граждан.
  5. Расширение правозащитной функции судов. Граждане вправе обжаловать в суде любые действия (решения) органов управления и должностных лиц, нарушающие их права и свободы.
  6. Развитие специализации судов. В составе межрайонных судов следует предусмотреть должности судей по административным спорам, по делам несовершеннолетних, по трудовым и социальным спорам, иным категориям дел.
  7. Восстановление системы хозяйственных судов как специализированных судов.
  8. Развитие судейского самоуправления. Постоянно действующим органом судейского сообщества должен стать Всебелорусский совет судей.
  9. Усиление общественного контроля за деятельностью судов и судей. Это может проявляться в непереизбрании отдельных судей на новый срок, подаче жалоб на действия (поведение) судей.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.