В раю Адам и Ева трудились. Но это был особенный труд, не связанный с негативными переживаниями. После грехопадения труд стал чем-то вроде воспитательного средства: работать нужно в поте лица. Даром человеку теперь ничего не давалось – все добывалось напряженным трудом. Но со временем зародилась культура труда. Он получил значение положительной ценности – считается, что труд облагораживает. Хорошо не просто трудиться, хорошо и правильно любить труд.
С точки зрения христианства, труд – это духовное средство. Вместе с молитвой он очищает душу и возвышает к Богу. Преподобный Антоний Великий учил, что труд в соединении с постом, молитвой и бдением освободит человека от всех скверн. «Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», – говорил он.
В Новое время труд начал восприниматься как способ доказать самодостаточность. Человек начал утверждать свое «я». Результаты работы стали отчуждены, падают в копилку отнюдь не богоугодного свойства.
Работа не должна становиться универсальным заменителем остальных типов активности – церковной, духовно-аскетической, познавательной. У человека не должно пропадать желание заниматься воспитанием детей, принимать участие в типах деятельности, не связанных с работой. Работа не должна становиться способом идентификации, когда состоятельный человек считается более благополучным, чем другие.
Церковь не возражает против стремления к благополучию. Но перед человеком должно стоять четкое представление о христианской жизни. Его жизнь в семье, церковной общине должна быть наполнена. Много трудиться для христианина хорошо, но пусть этот труд будет многообразен. Ведь трудиться необходимо не только на рабочем месте, но и в семье, приходе, в дружеских отношениях. Да и работа над собой – труд немалый.
По материалам сайта foma.ru
Оцените статьюНаш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро