Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.
Церковное новолетие также называют индиктом. Оно связано с ветхозаветной традицией, о которой упоминается в Священном Писании: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-31).
В этом месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских (Быт. 8:4). В этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный самим Господом (Исх. 34:29). В этом месяце начали сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх. 35). И многие другие события также связаны с седьмым месяцем (сентябрь получил название от латинского septem — «семь», т. к. был седьмым месяцем староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта).
Есть еще одно воспоминание — из жизни церкви. 1 сентября святой равноапостольный император Константин наголову разгромил под Римом узурпатора Максенция, после того как ему явился Животворящий Крест на небе со словами «Сим победиши». Победа над Максенцием стала прологом к Миланскому эдикту 313 года, свободе церкви и сначала ее равноправию с другими вероисповеданиями, а затем и ее торжеству в Римской империи.
Индиктом же называли период в 15 лет, который использовался в средневековой Европе при датировке документов. Латинское слово indictio в Римской империи обозначало налог на зерно. Император Диоклетиан в конце III века превратил его в ежегодную подать, размер которой определялся раз в пять лет на основании переписи населения, проводившейся раз в 15 лет. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей.
На Руси индиктом называли и каждый новый год 15-летнего промежутка, и само 15-летие. С 1492 года новолетие отмечали как церковно-государственный праздник. Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием в 1699 году Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. С тех пор празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым господским праздником.
Оцените статьюНаш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google