Прислать новость
  • 13 °C
    Погода в Бресте

    13 °C

  • 2.481
    Курс валюты в Бресте
    USD2.481
    EURO3.0232
    100 RUB3.4629

«Ребята, бойтесь – мы всех найдем и всех достанем»: эксперты о случившемся с Романом Протасевичем и самолетом Ryanair

770 24.05.2021 19:42 Пассажиры рейса авиакомпании Ryanair Афины—Вильнюс, который экстренно сел в национальном аэропорту «Минск». Источник фото

Ряд экспертов считает, что посадка самолета и арест блогера - это демонстративная акция, направлена как на сторонников режима, так и противников.

Днем 23 мая рейс авиакомпании Ryanair Афины—Вильнюс экстренно сел в национальном аэропорту «Минск» – якобы во время полета поступило сообщение о минировании лайнера. В аэропорту Минска провели проверку, взрывных устройств не нашли.

По поручению Лукашенко в небо подняли истребитель, который сопроводил борт Ryanair до аэропорта. Во время повторного контроля пассажиров задержали Романа Протасевича – блогера, на которого в Беларуси завели ряд уголовных дел и внесли в список лиц причастных к террористической деятельности. После проверки и семичасового ожидания самолет улетел в Вильнюс, но уже без Романа Протасевича и его девушки Софьи Сапеги, которых задержали силовики. По информации одного из пассажиров, в Вильнюс не прилетели еще четыре человека, летевшие из Афин.

Реклама

На инцидент с вынужденной посадкой самолета немедленно отреагировали в Евросоюзе, НАТО, Литве, Латвии, Польше и других странах – заявления, имеющиеся на утро 24 мая, можно посмотреть по ссылке. В этом материале «Брестская газета» собрала реакцию некоторых экспертов на случившееся.

Читайте также: В аэропорту «Минск» задержан находившийся в розыске блогер Роман Протасевич. Команду развернуть самолет дал Лукашенко

Авиационный эксперт Вадим Лукашевич поясняет, что пилоты до последнего тянули к Вильнюсу: «Им пришлось повернуть обратно под угрозой истребителя, когда до Вильнюсского аэропорта оставалось всего 10 минут лету (73 км), а до литовской границы всего 30 км».

Он обращает внимание на данные FlightRadar по предыдущим рейсам – пилоты всегда начинали снижение с крейсерского эшелона за 177 километров до Вильнюса.

«Но в этот раз (синяя траектория рейса ATH-VNO Ryanair) пилоты шли в сторону Литвы без снижения и сброса скорости, на крейсерском эшелоне FL 390 и крейсерской скорости, т. е. фактически уходили от преследовавшего их истребителя, и повернули назад всего за две минуты до пересечения литовской границы», – пишет эксперт.

Он абсолютно уверен, что экипаж пассажирского лайнера развернулся только после получения от белорусского истребителя уведомления, что в случае неповиновения тот откроет огонь до выхода пассажирского самолета из воздушного пространства Беларуси.

Синяя траектория – это рейс ATH-VNO Ryanai

Военный эксперт Егор Лебедок пишет, что с точки зрения международного права и внутреннего белорусского законодательства, в том числе и в части подъема дежурных средств ВВС при возможных рисках, действия белорусской стороны были правильные: законодательство любой страны предполагает возможность посадки для обеспечения безопасности пассажиров, и даже уничтожения борта в случаях угрозы безопасности государства.

Что касается возмущения в соцсетях по поводу того, что на самолете МиГ-29 было замечено вооружение«это естественно, что дежурные средства ВВС и ПВО имеют полный боекомплект, иначе зачем они нужны». Претензии к летчику или оперативному дежурному ЦКП военный эксперт считает «полностью безосновательны, поскольку они действуют на основании инструкции и по приказам, они сами в принципе не могут знать реальное минирование/захват самолета или нет (во время полета не особо есть время телеграм-каналы почитать)».

Другое дело, что формально верные правовые основания использованы для цели захвата гражданина Беларуси с воздушного судна. Посыл, по мнению Лебедка, следующий: «мы целый самолет посадили ради одного блогера, поэтому бойтесь все в Беларуси, где вас вообще легко поймать, и за рубежом бойтесь».

Реклама

Читайте также: Эксперт – о перспективах майской встречи Лукашенко и Путина: «Парадигма отношений между Москвой и Минской повторяется»

Аналитик Петр Кузнецов считает, что после ситуации с вынужденной посадкой самолета всем стало понятно, что «проблемы в Беларуси – это проблемы и Европы тоже».

«Современный мир устроен таким образом: если «не до законов» начинается на одной территории, то оно неминуемо выплескивается за ее пределы. Как говорилось, так и случилось: со вчерашнего дня европейские политики демонстрируют практически полную общность в понимании ситуации: Беларусь стала угрозой безопасности для граждан европейских стран».

По мнению Кузнецова, если раньше Минск в отношениях с ЕС позиционировал себя как предсказуемого партнера в вопросах, которые касаются обеих сторон, в первую очередь – границы, транзита, охраны лесов (недопущение крупных пожаров) и т. п., то в последние месяцы ситуация изменилась кардинально, а «инцидент с самолетом ставит все с ног на голову»: «Перед европейцами теперь проблема: если спустить это на тормозах, то надо на входе в каждый лайнер проверять, не находится ли какой-то пассажир в белорусском розыске, чтобы на собственных граждан не направляли ракеты? Или признать реальность, которая состоит в том, что от надежного и предсказуемого партнерства на границе не осталось и следа?»

Читайте также: Тышкевич: «В Беларуси в любом случае планируется смена политической системы». Почему решение о Совбезе реально важное?

У аналитика Украинского института будущего Игоря Тышкевича практически нет сомнений в том, что Роман Протасевич был задержан в результате спецоперации КГБ.

В видеоанализе на своем ютуб-канале он высказал мнение, что за Протасевичем следили. Но не исключает эксперт и того, что на него мог «стучать» кто-то в его близком окружении, или же была взломана, например, его почта.

Говоря о том, что будет дальше (свой стрим Тышкевич записывал еще до того, как появилась реакция со стороны ЕС и т. д. – прим. ред.), аналитик Украинского института будущего спрогнозировал политические обвинения в адрес официального Минска в первую очередь со стороны ЕС и США, поднятие вопросов на уровне ICAO (Международная организация гражданской авиации), хотя на этом уровне принятие решения сомнительно, поскольку ICAO это не только западная Европа и США.

То, что случилось 23 мая с Протасевичем, он называет демонстративной акцией, которая направлена как на сторонников режима, так и на его противников.

«Белорусские власти пытаются сказать, что, ребята, мы всех найдем и всех достанем. А подготовить одну реальную акцию намного легче, чем достать всех, тем более, что людей реально много. И можно надеяться на то, что определенная часть из них будет реально бояться», – считает эксперт.

По его мнению, Протасевич могут посадить на лет 7-8 и что он – еще один человек, за которого уже в конце этого года может начаться торг Беларуси, в первую очередь, с Западом.

Читайте также: Эксперт – о готовности белорусских властей к диалогу с Западом: «Узел конфликта завязан очень серьезно»

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.