Прислать новость
  • 22 °C
    Погода в Бресте

    22 °C

  • 2.5663
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5663
    EURO2.6705
    100 RUB4.8865

Психолог — о введении властями школьной формы: «Своих целей они все равно не достигнут, потому что детки другие»

18.06.2022 08:23

По мнению Владимира Янчука, дети сейчас стали нонконформистами: ритуалы выполняют, но близко к сердцу их не воспринимают.

Министр образования Андрей Иванец заявил, что форма будет введена в школах с 2023/2024 учебного года, однако она не будет единой для всех учреждений образования. По его словам, речь не идет о том, что «вся страна наденет одни и те же брюки, один и тот же пиджак и пойдет в одном цвете в школу».

Кроме того, с 1 сентября у каждой школы появится некий «отличительный элемент», эмблема или логотип, который будет «воспитывать у учащегося гордость за свое учреждение образования».

Реклама

Ранее министр образования рассказывал, что в числе прочих нововведений дошколят и школьников заставят слушать гимн и поднимать государственный флаг, в классах усилят контроль за использованием телефонов и откроют музейные комнаты.

А глава Генпрокуратуры Андрей Швед заявил, что инициатива о введении обязательной формы и прослушивании гимна в беларуских школах зародилась в его ведомстве.

Читайте также: В Беларуси до конца года собираются ввести госстандарт школьной формы

Психолог-профессор Владимир Янчук в комментарии «Салідарнасці» объяснил, чего хотят добиться от современных детей чиновники, застрявшие в прошлом, какую цель преследуют власти, идя на такие новации, и удастся ли им ее достигнуть.

По мнению доктора психологии, задача властей — стабилизировать ситуацию и сформировать определенное отношение к себе. А так как арсенал в наличии у людей, принимающих решения, есть только советский, они и пользуются этими методами с надеждой, что все вернется на круги своя и они получат и любовь, и уважение. Эти люди, воспитанники той старой комсомольско-пионерской системы, ничего нового так и не придумали, другими технологиями не владеют и пользуются методичками 70-80-х годов прошлого века. Поэтому удивляться не надо.

«Но и особенно переживать я бы не стал. Потому что детки сейчас стали нонконформистами, они ритуалы выполняют, но близко к сердцу их не воспринимают, в принципе остаются в критическом мышлении. Я это вижу и по своему внуку», — отмечает эксперт.

По его словам, все эти методички рассчитаны на то закрытое общество за «железным занавесом». Но сейчас «железного занавеса» нет и при всем желании его установить не удастся, денег не хватит. Мы же не Китай. Контролировать интернет, в котором дети свободно себя чувствуют, просто не получится.

«Потому я советую относится к подобным нововведениям спокойно. Ну, хочется кому-то ритуалов, дайте им ритуалы. Своих целей они все равно не достигнут, потому что общество другое, информационное пространство другое и, самое главное, детки другие. Они узнали другое пространство. В этом и проблема. Когда люди знакомятся с другими пространствами, когда они видят, что другие люди живут по-другому, и живут лучше, сразу возникает вопрос: а почему не мы так живем?», — объясняет профессор.

Читайте также: Собираем ребенка в школу: делимся чужими хитростями

Реклама

К сожалению, ритуалы с детьми уже проводят. В России флешмобы Z-патриотов проходят в школах и в детских садах. У нас недавно в Ошмянах танцевальный коллектив одного из детсадов нарядили в робы узников концлагерей и подписали, что это «хореографическая композиция патриотической направленности».

По мнению Янчука, такое влияет на психику детей. Однако даже если человек участвует в подобного рода флешмобах, это не всегда означает, что он фанат чего-то. Это может быть та же позиция: вам надо ритуал — пожалуйста. При этом устойчивых ценностей у этих детей нет. Да и у взрослых многих. Даже если спросить сейчас у тех же российских Z-патриотов, которые так и кричат «мы патриоты», пойдете ли вы воевать реально, вряд ли они ответят «да» с таким же энтузиазмом.

Таким людям, которые увлекаются ритуалами, нужно предложить спроецировать ситуацию на себя, будь то война или концлагерь. И окажется, что это вовсе не «танцы с патриотической направленностью».

Читайте также: Школьная форма: у «Беллегпрома» – от 77 рублей, в торговой сети – от 109

Насчет родителей, которые лишены критического мышления, у психолога такое мнение:

«Это люди из того же прошлого. Они живут там, не заглядывая в будущее, потому что боятся этого будущего. Худо-бедно они приспособились к настоящему, но у них нет надежды, что они смогут приспособиться и в будущем».

По его словам, особенность этого электората в том, что они не хотят ничего менять из-за страха, что не получится. К тому же признание нового — это всегда зачеркивание старой истории. А зачеркнуть ее не так просто. Это же и любовь, и пионерские костры, и много чего еще.

«Но мне приходится консультировать таких родителей, застрявших в этом прошлом. Они в шоке, потому что между ними и детьми встают серьезные барьеры, антагонизм. Во многих случаях это выливается в «знать вас не хочу, потому что вы не понимаете» и т.д., доходит до жестких катаклизмов», — отмечает профессор.

Родители хотят добра своим детям, но из своего прошлого. Они отказываются понимать, что дети другие и уже не воспринимают это. Разрыв поколенных связей во многих случаях очевиден, как это не печально. Найти общий язык не получается, потому что у детей не стыкуются картинки, которые они видят, и которые им пытаются навязать родители при помощи официального массмедийного пространства. Это взрослый подумает «можа так і трэба», а ребенок нет.

«Надо отметить, что, придя в школу, ребенок изначально занимает нонконформистскую позицию, он сразу не согласен даже с правильными какими-то посылами. А когда происходит попытка засунуть его в какую-то дремучую историю, это вызывает отторжение», — убежден доктор психологии.

Читайте также: Платья из мусорных пакетов, восточные танцы и соло на скрипке: как в Бресте выбирали «Мини-мисс-2019» (фоторепортаж)

Как уберечь детей от влияния всевозможных ритуалов и прочих новшеств, целью которых является воздействие на их сознание? Янчук приводит в пример простой механизм: разговаривать, объяснять, вместе обсуждать и приходить к решению. Учить думать, прививать критическое мышление — умение приводить аргументы, не брать все на веру, сопоставлять альтернативные точки зрения, принимать самостоятельные решения и отвечать за эти решения.

«При этом я бы рекомендовал избегать полярности, допустим, вот эта картинка правильная, а эта — нет. Объяснять все лучше с учетом опасностей нашего времени, как на что реагировать, иногда, извините, и не высовываться и держать язык за зубами», — считает эксперт.

По его словам, нужно формировать у детей гуманистические ценности:

«Я внуку объясняю, когда он хвастается какой-то шальной мыслью про войнушку, таким образом, чтобы он представил себе, что его кто-то бьет, к нему кто-то врывается и т.д. Потом спрашиваю, нравится тебе? А если это делать по отношению к другим? А ведь это принцип войны. Так он приходит к выводу, что война — это плохо. Разговаривайте с детьми, причем вживую, тогда возникает чувство связи с реальностью, не прячьтесь в смартфонах».

Читайте также: Педагог Майя Олесеюк: Хвалите своего ребенка за достижения и помогайте пережить первые разочарования

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.