Прислать новость
  • 15 °C
    Погода в Бресте

    15 °C

  • 2.5658
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5658
    EURO3.0414
    100 RUB3.4205

Оштрафовать нельзя отпустить: где ставить запятую в конфликтной ситуации?

Оштрафовать нельзя отпустить: где ставить запятую в конфликтной ситуации?

621 27.08.2017 18:00 Фото носит иллюстративный характер. Источник: https://ukranews.com

В редакцию пришло письмо читателя с жалобой на действия контрольно-ревизорской службы. «БГ» разбирается в ситуации.

Поездка длиной в 40 секунд закончилась протоколом

«Неприятная ситуация произошла 14 августа вечером на остановке «МОПРа», – пишет Вадим. – Мы сели в троллейбус на остановке «Проспект Машерова». А на следующей нас высадили контролеры.

Реклама

Время было вечернее, не час пик – 21.49. Дистанция от остановки «Проспект Машерова» до остановки «МОПРа» – около 300 метров. В идеале троллейбус может проехать ее без остановки за 27 секунд. С условием торможения, если перед остановкой «МОПРа» горит красный свет светофора, – за 40 секунд.

Мы вошли в троллейбус через задние двери. Перед нами стояли пару человек, еще двое – за нами. Руки были заняты багажом. Чтобы оплатить проезд, мне потребовалось время освободить руки. Правила проезда в общественном транспорте требуют размещать багаж так, чтобы он не мешал другим пассажирам. Не успел я открыть кошелек, как зашли контролеры. Поездка длиной в 40 секунд сулила потерю 11 рублей 50 копеек.

Контролеров было трое – по одному на каждую дверь. На задней площадке находились еще два безбилетника, которым предложили приобрести билеты у водителя. Получается, что из 4 выявленных безбилетников отвечать пришлось мне и девушке, с которой я ехал. Выходит, запятую в «оштрафовать нельзя отпустить» ставит котролер по своему усмотрению.

Реклама

Чтобы не задерживать транспорт, разбирательство продолжилось в микроавтобусе контрольно-ревизорской службы. Принимать на себя вину в административном правонарушении мы отказались, так как оплатить проезд просто не представлялось возможным. Когда мы зашли в троллейбус, водитель сразу начал движение, а перемещение по движущемуся транспортному средству может обернуться травмами. Вдобавок мы не хотели зацепить других пассажиров багажом. К тому же водитель продает билеты только на остановках, о чем гласит табличка на его кабине. Иными словами, во время движения нужно было за 40 секунд растолкать пассажиров, добраться до денег, отсчитать при тусклом освещении темные монеты, отвлечь водителя, подвергнув риску всех находящихся в троллейбусе людей. Зато я де-юре оказался бы чист перед контрольно-ревизорской службой. Но все наши объяснения в микроавтобусе были проигнорированы и не приняты во внимание.

На момент нашего задержания у нас не было документов, удостоверяющих личность. Поэтому была вызвана патрульная машина милиции, чтобы отвезти нас в опорный пункт Московского РОВД для установления личности. Везти нас собирались в тесной клетке для нарушителей, оборудованной в заднем отсеке УАЗа, хотя мы не оказывали сопротивления. Я даже подумал, что и наручники наденут. Однако сотрудник милиции решил, что такие меры излишни, и предложил ехать к опорному пункту в салоне УАЗа.

Там протокол составляло лицо, которое не участвовало в контроле проезда. Наши попытки доказать абсурдность ситуации не увенчались успехом. Прозвучало, что мы должны были купить билеты в закрытом киоске на остановке. Из чего можно сделать вывод, что контролеры не в курсе графика работы киосков по продаже билетов.

Далее возникли вопросы при заполнении протоколов об административном правонарушении. Во-первых, был некорректно заполнен бланк, некорректно выставлено место и время. По протоколу мы ехали в разное время и в разных троллейбусах. Во-вторых, возник вопрос о свидетелях. Поскольку протокол составлялся уже в опорном пункте, в графе «свидетели» были указаны лица, которые не присутствовали, и их подписей не было. Протокол составлял человек, который не участвовал в процессе установления нашей вины. Напрашивается вывод, что служба контроля просто работает на свой доведенный план по правонарушениям.

В итоге мы отказались от вменяемой нам вины. Рассматривать дело предстоит уже в других инстанциях. Домой пришлось возвращаться пешком, так как опорный пункт мы покинули уже в полночь».

 

Реклама

Контролеры действовали в соответствии с законодательством

Ольга Вильховая, заместитель начальника контрольно-ревизорской службы, в тот день контролировала работу сотрудников наряда. «В графе «свидетели» была указана, потому что являюсь заместителем начальника контрольной службы. В тот день вместе с нарядом мы работали вместе, у нас был ночной рейд, – отметила Ольга Александровна. – Я все видела, все было правомерно со стороны контролеров-ревизоров, нарушений в их действиях мной не было выявлено. Они поступили, исполняя свои должностные обязанности, в соответствии с нормами действующего законодательства и с должностной инструкцией».

В положении о контрольно-ревизорской службе прописано, что контролеры могут осуществлять различные методы и формы контроля. Контролеры могут проводить проверку выборочно – подойти к одному человеку и не подойти к другому, пояснила собеседница «БГ». Это не нарушает закон.

В ситуации, когда двух других пассажиров не оштрафовали, а отправили покупать билеты, речь, возможно, шла о несовершеннолетних. «Мы стараемся не привлекать несовершеннолетних к ответственности. Я не знаю, какая ситуация была на остановочном пункте, я не видела двух граждан, которых отправили покупать билеты. Может быть, это были школьники. Может быть, пенсионеры. Я видела, как выводили парня с девушкой, встречала их в служебной машине», – пояснила Ольга Вильховая.

Чтобы привлечь человека к ответственности, необходимо установить его личность. Документом, удостоверяющим личность, может быть паспорт или вид на жительство. Иногда безбилетники пытаются предъявить студенческие билеты, пенсионные удостоверения и даже банковские карты, но они не относятся к документам, удостоверяющим личность. «Если документа нет или человек по каким-то причинам отказывается его предоставить, мы вызываем наряд милиции и всех без исключения таких пассажиров отвозим и устанавливаем данные в другом порядке», – пояснила Ольга Вильховая.

 

Комментарий юриста

Оштрафовать нельзя отпустить: где ставить запятую в конфликтной ситуации?Павел Сапелко, юрист, правозащитник:

– Постановление Совета министров РБ от 22.11.2014 №1088 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правил перевозок пассажиров метрополитеном» налагает на пассажиров обязанности:

– своевременно приобретать проездной документ и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами президента Беларуси, в местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующего после посадки остановочного пункта;

– обеспечивать наличие проездного документа, соответствующего выполняемой перевозке пассажира городским электрическим транспортом;

– не входить в транспортное средство и не выходить из него после объявления о закрытии дверей;

– после входа в транспортное средство, оборудованное автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, до следующего после посадки остановочного пункта подтвердить оплату проезда путем прикладывания электронного билета к валидатору;

– оплачивать провоз ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза;

– иметь при себе и сохранять до конца поездки проездной документ;

– при проверке оплаты проезда предъявлять контролирующему лицу, кондуктору или водителю проездные документы и (или) оригиналы документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд.

Оплата проезда может производиться:

– до посадки в транспортное средство – посредством покупки билета или электронного билета в пункте продажи билетов;

– после посадки в транспортное средство, но не позже момента прибытия на следующий остановочный пункт – посредством покупки билета на одну поездку у кондуктора.

В зависимости от применяемой технологии оплаты проезда подтверждением оплаты могут являться:

– покупка билета рулонного типа;

– наличие талона с отметкой компостера данного транспортного средства;

– наличие электронного билета многоразового пользования с отметкой в валидаторе данного транспортного средства;

– наличие билета многоразового пользования.

Перевозчик обязан обеспечивать реализацию проездных документов через пункты продажи билетов и в транспортных средствах.

Правила не предусмотрели выхода из конфликтных ситуаций, когда пассажир, например, не успевает оплатить поездку из-за отправления транспортного средства, отсутствия у водителя талонов, сдачи и т. п.

В описанной ситуации пассажир формально не выполнил свои обязанности. Однако этому способствовало несколько обстоятельств: вход в транспорт через переднюю дверь, при котором можно приобрести талон непосредственно при входе запрещен; приобретать билеты в движении запрещено.

При таких обстоятельствах орган, ведущий административный процесс, должен был использовать содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях возможности по освобождению от административной ответственности. Основаниями освобождения от административной ответственности могут быть малозначительность правонарушения и определенные смягчающие вину обстоятельства.

Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, в частности в случае исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

 

Материалы по теме:

Брестские контролеры на транспорте в нарушение правил порой работают без формы

Оштрафованная контролерами брестчанка убеждена в своей невиновности

Стать «зайцем» можно и не по собственной воле

Опоздание на работу по вине контролеров может стать уважительной причиной

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.