Прислать новость
  • 2 °C
    Погода в Бресте

    2 °C

  • 3.955
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6293
    EURO2.9482
    100 RUB3.3334

«Накопилась усталость». Когда и как появился запрос беларусов на реформы

347 05.12.2021 19:37

Как из эпохи «золотой стабильности» мы пришли к затяжному политическому кризису, и в чем главный вопрос судьбы перемен?

«Накопленное за многие годы желание реформ в 2020 году воплотилось в формулировках, связанных со словом «усталость»: «народ устал за 26 лет», «люди устали от Лукашенко», «накопилась усталость» и т.д., — пишет социолог, старший аналитик Центра новых идей Геннадий Коршунов. — Принято считать, что наряду с иными факторами эта усталость и желание изменить существующее положение вещей стали катализаторами протестной активности.

Реклама

Следует отметить, что сами по себе установки на изменение есть всегда и в любом обществе, потому немногого стоят. Для их перехода в нечто значимое крайне важен социальный контекст и сопутствующие условия.

В связи с этим, когда мы говорим о реформах, нужно понимать следующее.

Во-первых, реформы есть производное от (не)удовлетворенности ситуацией. До тех пор, пока люди довольны status quo, разговоры о реформах не более чем просто ни к чему не обязывающее сотрясение воздуха.

Второе – разговоры о реформах являются абстракциями до тех пор, пока не прояснены главные направления желаемых изменений, пока не обозначена их главная суть.

И третье – наличие субъекта с воображением и волей, способного представить свое видение реформ, взять на себя ответственность за определение единого направления движения общественной энергии и приложить максимум усилий для соединения своего видения и коллективного действия.

Читайте также: «Даже не предположу, это будет протест людей или слом вертикали». Социолог о «яркой победе», которая нужна белорусам

Исходя из этих соображений, последние два десятка лет новейшей истории Беларуси можно разделить на несколько этапов:

Первый этап – это нулевые годы, эпоха «золотой» стабильности

В период с 2001 г. по 2008 г. среднегодовые темпы роста ВВП Беларуси были выше, чем у любой страны-соседки (у Беларуси в среднем за этот период – 8,3%; у Латвии – 7,5%, у Литвы – 7,4%, у России – 7,0%,  у Польши – 4,1%). В это время любые общественные рассуждения о реформах не претендовали ни на какое воплощение: по данным ЕБРР, 67% населения страны были удовлетворены своей жизнью в Беларуси, и от 50% до 62% считали, что ситуация в Беларуси развивается в правильном направлении (НИСЭПИ). Да и субъекты, способные на реформаторское визионерство и канализацию общественного действия, успешно «пропалывались» моноцентричной властной вертикалью.

Реклама

Второй этап – первая половина 10-х годов, нарастание недовольства ситуацией и «созревание базы для реформ». 

Это тот период, когда в течение семи лет в Беларуси случилось три экономических кризиса (2008, 2011 и 2014) и один политический (2011). В результате уже в 2010 году удовлетворенность жизнью падает до 51%, а в 2016 – до 41% (по данным ЕБРР). В том же 2010 происходит и разочарование в правильности курса развития Беларуси: если до этого на вопрос НИСЭПИ о том, как в целом развивается ситуация в Беларуси, большинство отвечало «в правильном направлении» (о «неправильном направлении» говорило обычно меньше трети опрошенных), то после 2010 года ситуация изменилась почти зеркально (исключение составляет только кризисный 2014).

Читайте также: «Чтобы давали возможность решать проблемы в стране». История студента из Бреста, задержанного за день до защиты диплома

В исследовании социального контракта, который проводил BISS в 2014-2015 годах, фиксируется ситуация, когда общество при сохранении внешней лояльности государству начинает испытывать определенную неудовлетворенность ситуацией и сомневаться в способности государства обеспечить весь необходимый спектр услуг по поддержанию благосостояния и безопасности общества. Общество, люди начинают все больше полагаться на самих себя. Здесь важно отметить вот что – при всех нюансах, государство еще остается главных игроком, субъектом, за которым признают право распоряжаться общественной жизнью вообще и направлениями / темпами реформ в частности. При уровне запроса на реформы в 76-84% (это 2014 и 2015 годы), 45% населения выступает за повышение роли государства, о необходимости снижения влияния государства говорит 36% опрошенных. Это 2015 год.

Третий этап – период после проявления последствий кризиса 2014-15 годов привел к кристаллизация вектора в запросе на реформы. А запрос оказался прост: разгосударствление, то есть отказ государству в праве жесткого контроля разных сторон общественной жизни. В глазах общества государство и власть переставали быть тем субъектами, которые знают и умеют управлять социальными процессами. 

По данным проведенного ИПМ в 2018 году исследования «Ценности населения Беларуси»  значительный уровень патернализма был характерен менее чем для трети беларусов, а минимальный – для 70%. По данным исследования РАСТ, в котором использовалась несколько иная методика, в 2019 году относительно 2018 шло нарастание «самостоятельности» беларусского общества и все больший отказ от патерналистических настроений. Потому неудивительно, что в иерархии стран по Global Index of Economic Mentality 2020, который отражает желание независимости от государства, Беларусь заняла 10-е место в Европе и 15-е в мире, опередив, в частности, такие страны, как Великобритания, Швейцария, Голландия и т.д.

Читайте также: «За это Латушко мог бы им прислать вавельский тортик из Варшавы». Государственные социологи показали проблемы власти

В иерархии стран по Global Index of Economic Mentality 2020, который отражает желание независимости от государства, Беларусь заняла 10-е место в Европе и 15-е в мире.

А с 2020 с пошел отсчет нового этапа – когда больше 2/3 населения посчитали принятые государством меры по противодействию ковиду недостаточными, и уровень экономического самочувствия в стране упал до рекордно низких показателей, когда выдвигаемые двумя третями населения требования стали предельно четкими и конкретными, когда общество начало осознавать СЕБЯ тем субъектом, который имеет право определять особенности, направления и темпы общественного развития.

Читайте также: «Ощущение, что мы в Беларуси будущего». История брестской семьи, которая не захотела, чтобы детей воспитывала система

Таким образом, запрос на своевременные изменения был всегда. В начале 2010-х годов этот запрос из разряда рассуждений «почему бы не улучшить то, что и так неплохо работает» стал переходить в формат «нужно что-то менять». После кризиса 2014-15 годов необходимость  реформ сделалась более очевидной и сфокусировалась на пересмотре роли государства в общественной жизни. Системный кризис 2020 года снял все сомнения в необходимости реформ, превратив их в безусловный фактор выживания и беларусского общества, и беларусского государства.

При этом остается открытым главный вопрос – кто станет тем субъектом, чье видение способов реформирования общества сможет эффективно и надежно собрать энергию этого общества воедино.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.