Прислать новость
  • 7 °C
    Погода в Бресте

    7 °C

  • 2.6121
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6121
    EURO3.126
    100 RUB3.4019

Ли Харви Освальд, генерал Белинский, Бригитский мост в Бресте: какая связь? Изучаем факты и редкие фотографии

26.03.2021 20:03 Бригитский мост в Брестской крепости. Источник фото

Бригитский мост – единственный в своем роде в Беларуси и даже в Европе. Сегодня он в забвении, а когда-то был связан с известными событиями и именами.

Река Мухавец опоясывает Цитадель Брестской крепости – сердце форпоста – с двух сторон, создавая дополнительную водную преграду. Мосты соединяли Цитадель с другими укреплениями. В XIX веке путепровод через правый рукав реки Мухавец в направлении Бригитского монастыря был деревянным. Но в начале XX века его перестроили и он стал железобетонным с вертикально подъемной пролетной частью. То есть мост поднимался вверх, а не разводился в стороны.

Бригитский мост, вид с Цитадели. 2019 год.

Подъемная конструкция была необходима для прохода по реке малых судов, следовавших по Днепро-Бугской системе, связывавшей Балтийское и Черное море. Сейчас в это сложно поверить, но когда-то мимо крепости проплывали небольшие пароходы, а река была настолько полноводной, что считалась важной судоходной артерией. Еще одно назначение подъемной пролетной части – блокировать движение по мосту при осаде Цитадели.

Реклама
Фрагмент Генерального плана крепости Брест-Литовск с показанием номеров строений. РГВИА ф.349оп4д928-1. Предоставлен Фондом развития Брестской крепости.

Работы над проектом Бригитского моста были завершены в 1908 году. Его разработкой в Санкт-Петербурге занимался военный инженер И. О. Белинский.  Кстати, под его же руководством в начале ХХ века был модернизирован 5 форт Брестской крепости. К реализации необычного проекта в Брест-Литовске приступили в 1911 году, при начальнике инженеров генерал-майоре В. Г. Макарове и под наблюдением капитана И. О. Белинского.

Иван Осипович Белинский. Слева, офицер Императорской Армии. Справа – в рядах РККА. Источник – Сеть интернет.

Иван Осипович Белинский (1876 – 1976) — российский и советский инженер-фортификатор, генерал-майор инженерно-технической службы (1943), кандидат технических наук. Умер в возрасте 100 лет.

Интересный факт! Белинский приносил военную присягу на верность царю и Отечеству. Он был участником Русско-Японской войны и Первой мировой. Когда к власти пришли большевики и не стало царя, свою верность Отечеству Иван Осипович не утратил. Он продолжал ему служить в рядах РККА.

Разберем проект И.О. Белинского подробнее. Мост длиной 25.96 метров представлял собой смешанную конструкцию, в которой центральная часть была подъемной. Металлические пилоны, вдоль которых перемещалось подъемное пролетное строение, закреплялись на железобетонных опорах высотой семь метров. Подъемная часть моста приводилась в движение двумя механизмами, расположенными по обеим сторонам пролетного строения. Привести систему в действие и поднять пролетную часть, имевшую массу свыше трех тонн, могли два человека, находясь на мосту и вращая рукоятки приводов подъемных механизмов.

Механизмы и детали Бригитского моста. 2019 год.

Во время отступления русской армии из Брест-Литовска в 1915 году крепость была сожжена. Сгорел тогда и Бригитский мост, а подъемный механизм был выведен из строя.

Сгоревший в 1915 году Бригитский мост. Фото из архива Евгения Бересневича. Представлено Фондом развития Брестской крепости.

В период межвоенной Польши мост хоть и утратил свою подъемную функцию, однако на нем был восстановлен настил и сделаны сходы. Им продолжали пользоваться вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Военнослужащие вермахта проходят под Бригитским мостом. Июнь 1941 год. Фотография из архива Андрея Долговского.

В послевоенное время уникальный объект в полной мере больше не восстанавливали. Хотя по мнению специалистов это вполне реально, хоть и затратно.

Как оказалось, с Бригитским мостом связана история человека, убившего президента США Джона Кеннеди.

Реклама

Ли Харви Освальд

Известно, что во время эмиграции из США в Советский Союз, Ли Харви Освальд женился и проживал 2,5 года в Минске со своей женой Мариной Прусаковой и дочкой. Однажды он посетил и город над Бугом. В семейном альбоме Освальда есть одна фотография, которая не связана с Минском, но сделана в Беларуси. На этот снимок обратил внимание брестский краевед Иван Чайчиц, который узнал на снимке Освальда Бригитский мост в Брестской крепости.

Фотографии из альбома Ли Харви Освальда во время пребывания в СССР. Источник – Сеть интернет.

Эта фотография вызывает много вопросов. Почему Освальд сфотографировал в Брестской крепости только это место? Нет традиционных фотографий на фоне Холмских ворот или возле других объектов, где посетители обычно делали памятные кадры. Почему именно мост, находящийся в непопулярном для туристов месте? Есть предположение, что Освальд рассматривал вариант незаконного перехода через границу. А может решил сохранить на память последние метры СССР. Ни одна из версий не имеет неоспоримых доказательств. Точно известно только одно – Ли Харви Освальд был в Брестской крепости и для чего-то сфотографировал Бригитский мост. Чуть позже он вернется в США и совершит поступок, который навсегда войдет в мировую историю.

Бригитский мост, вид с Цитадели. 2019 год.

Сегодня Бригитский мост — это памятник военного мостостроения и единственный сохранившийся в Беларуси вертикально-подъемный мост, имевший ручной привод. Статуса историко-культурной ценности уникальный объект с более чем вековой историей, увы, не имеет. Мост скрыт от туристов и не обозначен ни на одном информационном стенде Мемориала. Чудо инженерной мысли фортифкатора Ивана Белинского пребывает в забвении.

Бригитский мост в тумане. 2020 год.

Современные фото: Олег ПОЛИЩУК.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.