Прислать новость
  • -1 °C
    Погода в Бресте

    -1 °C

  • 2.4824
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4824
    EURO2.5908
    100 RUB3.9373

Эксперты — о введении графы «Поведение» в аттестатах: «Очередное свидетельство тоталитаризации нашего общества»

11.11.2022 19:42 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото

По мнению Татьяны Щитцовой, властям надо, чтобы у нас были граждане, добродетелью которых является лояльность по отношению к авторитету и к ним.

В Беларуси утверждены новые образцы аттестатов, дипломов, свидетельств и других документов об образовании и обучении. Среди прочего в школьных аттестатах появятся новые графы. Например, в аттестатах об общем базовом и общем среднем образовании появится дополнительная графа: «Поведение». То, что теперь у выпускников школ помимо успеваемости будут оценивать и поведение, стало известно из постановления Минобразования №274.

«Салідарнасць» поинтересовалась у профессора ЕГУ и представительницы Светланы Тихановской по вопросам образования и науки Татьяны Щитцовой, на что это может повлиять.

Реклама

Читайте также: Что происходит с детской психикой под влиянием пропаганды и как ее защитить — отвечает психолог

«Очень симптоматичное решение. Я вспомнила советское время, когда в школьных дневниках за каждую четверть выставлялась оценка за поведение. То есть, во-первых, в этом решении сразу есть ассоциация с советскими временами. Во-вторых, такое решение подчеркивает: главной добродетелью в обществе является послушание и лояльность. То есть уже со школьной скамьи вводится специальный инструмент, который будет систематически отслеживать формирование личности детей под знаком их соответствия критериям хорошего поведения. Хороший ученик равно послушный ученик», — считает эксперт.

Она отмечает: если рассматривать такое нововведение абстрактно, то, конечно, родители хотят, чтобы дети слушались их и своих учителей. Тогда в этом необязательно усматривать какие-то тревожные сигналы. Однако рассматривать данную ситуацию необходимо не абстрактно.

«Это решение вписано в контекст всего того, что происходит в нашем обществе. В текущей ситуации режиму необходимо, чтобы на выходе, после обучения в школе, у нас были граждане, главной добродетелью которых является лояльность по отношению к авторитету, власти», — рассуждает профессор.

В школе авторитетом является учитель, он сразу позиционируется как тот, кто оценивает поведение. То есть такое решение еще больше фиксирует иерархическую модель, тогда как в европейских школах ориентируются на то, чтобы коммуникация разворачивалась не жестким иерархическим способом. Здесь наша беларуская школа еще больше отдаляется от европейских преподавательских практик.

Щитцова подчеркивает: таким образом в школах вводится особая дисциплинарная «заточка» в процессе воспитания и обучения, которая нацелена на последовательное ограничение автономии личности. Если именно так будут «коваться» граждане Беларуси, то тем самым будет выполняться главное желание государства: лишить наших граждан политической агентности и политических прав.

Читайте также: Усов об идеологии: «Мы боремся уже не столько против действий режима, сколько за психическое здоровье людей»

Как это может быть достигнуто, чтобы не возникло конфликта, как в 2020 году? По мнению профессора, надо начинать с детства, чтобы послушность и лояльность прививались постепенно. Беларуское общество становится еще более жестким «обществом контроля», начиная с самых ранних этапов социализации человека.

Это очередное свидетельство тоталитаризации нашего общества, что неизбежно означает социальный регресс. Если выстраивать коммуникацию с детьми под знаком этого нового критерия (послушание, «хорошее поведение»), то это может привести к снижению степеней свободы. Тогда как развитие ребенка предполагает все-таки формирование культуры свободы, что невозможно в условиях авторитарной модели.

Реклама

На вопрос, может ли такое нововведение распространиться дальше: например, поведение станет одним из критериев при приеме в университеты, Татьяна отвечает, что такое развитие событий вполне возможно:

«Вполне логично такое предполагать. Раз сказали «А», то на каком-то шаге скажут и «Б». Раз ввели эту графу поведения, вполне вероятно, что это будут учитывать. Одна из возможных линий развития после принятия такого решения — это или прямое учитывание оценки за поведение или же запрос рекомендательных писем от школы при поступлении в вуз».

Читайте также: Октябрьское проклятие все еще висит над Беларусью. Как большие скучные книги могут прервать наш День сурка

Врач-психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации Сергей Попов в комментарии «Зеркалу» выразил мнение, что для властей Беларуси дети с разными взглядами — это уже опасность. Поэтому системная задача нынешней власти такова, что все дети должны быть одинаковыми, маленькими копиями лояльного «а можа так і трэба» беларуса. Никто не должен отличаться. Тогда ничего нового не появится. Как будто тогда будет порядок. Но это стерилизация общества, стерильность.

Для помощи в успешном развитии мы исходим из пониманий нужд и потребностей ребенка, а не из кем-то и когда-то установленных норм. Официальная беларуская школа идет против этого. В ней только одна нужда имеет значение — нужда властей и идеологии в том, что никто не должен отличаться. Это путь развития нетолерантного общества.

Примерно с шестилетнего возраста дети делают рывок в отделении от родителей и погружаются в мир отношений со сверстниками. Они видят, чем отличаются отношения в других семьях. Начинается процесс переосмысления своей жизни, родителей, деидеализации их и себя. Можно сказать, что ребенок нуждается в том, чтобы видеть разнообразие. Может ли школа и государство способствовать такому разнообразию, когда мы видим тенденцию обратную, чтобы все были одинаковыми?

Дети 6−12 лет могут легко стать на путь нарушения закона и демонстрировать так называемое девиантное поведение. Сможет ли школа и государство сделать акцент не на наказании такого ребенка, потому что это вызовет только еще больше вины и стыда, а на понимании и решении внутреннего конфликта и проблемы, которые вынуждают ребенка к такому социально опасному поведению?

«Может ли «современная» беларуская школа предоставить что-то индивидуализированное и соответствующее духу времени для помощи детям в их развитии? Нет, у беларуской школы не детское лицо, не ребенок там главный», — считает Попов.

Читайте также: Усов о военщине в школах: «Оказалось, что после 20 лет идеологической подготовки беларусы вышли на улицы с бчб-флагами»

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.