Прислать новость
  • 29 °C
    Погода в Бресте

    29 °C

  • 2.528
    Курс валюты в Бресте
    USD2.528
    EURO2.6616
    100 RUB4.7328

Школа

Эксперт — о плюсах и минусах нового Кодекса об образовании: «Выходит, по факту отработка может быть и больше»

02.02.2022 20:53

По мнению Лаврухина, система образования сильнее изолируется от рынка труда, а само образование станет еще более теоретизированным и непрактичным.

В Беларуси приняли новый Кодекс об образовании и утвердили правила приема в вузы и ссузы. Среди новшеств — обязательное общее среднее образование, централизованный экзамен и еще больше «целевиков». Андрей Лаврухин, эксперт в сфере образования, науки и инноваций рассказал одному из неугодных властям ресурсу о плюсах и минусах нового Кодекса об образовании.

Читайте также: Лукашенко: Школа не может быть вне политики, но политика там должна быть только одна — государственная

Реклама

Паниковать из-за обязательного общего среднего образования не надо, 99% парней и девушек и так его получают

В Кодексе прописали, что дети теперь должны будут получать обязательное общее среднее образование. Раньше достаточно было базового. «Значит ли, что теперь придется ходить в школу 11 лет?» — сразу же запаниковали некоторые. Однако поводов для тревоги нет. После 9 классов ребята могут продолжить учебу в общеобразовательном либо техническом лицее, либо колледже. Здесь вместе с профессией они приобретут и обязательные знания. К тому же, по данными Минобра, общее среднее образование в стране сейчас и так получает около 99% парней и девушек.

«Выходит, новая норма лишь закрепляет уже практически достигнутый результат. С одной стороны, это хорошо. Это значит, что уровень образования в Беларуси повышается. С другой, этот показатель (время обучения и охват населения) носит исключительно количественный характер, тогда как главные вопросы возникают к его качеству. Дело ведь не в том, сколько лет отсидит ученик за партой, а что он будет знать и уметь в результате», — считает Лаврухин.

Он отмечает, что раньше школьник мог закончить образование на 9 классах, поработать и понять, каких именно знаний, умений и навыков ему недостает. А затем, если захочет, их получить. Теперь такую возможность исключают. Человеку придется продолжить образование вне зависимости от того, что требует от него рынок. Это означает, что система образования сильнее изолируется от рынка труда, а само образование станет еще более теоретизированным и непрактичным.

Эксперт обращает внимание на еще один момент, но он касается только парней. Теперь большинство ребят с общим средним образованием, если они не поступили после школы, по возрасту сразу ждет повестка.

«Смотрите, если ученик закончил 9 классов, то раньше он мог устроиться на работу (скажем, на год), а в 17 лет поступить в колледж и получить отсрочку от армии на образование. Кто-то работал до 18 лет, а затем шел учиться. Теперь все эти возможности аннулируются. Большинство парней с общим средним образованием, если они не поступили, по возрасту сразу ждет повестка. В результате рынок труда потеряет работников возрастной группы от 16 до 19 (или даже 20) лет», — рассуждает Лаврухин.

По его мнению, апробация полученных знаний, умений и навыков у таких парней будет откладываться еще минимум на год. А считается, что если специалист не найдет работу в течение года — двух после получения диплома, то у него появляются дополнительные трудности с трудоустройством.

Читайте также: В белорусских школах вводится новый факультатив. На нем расскажут, что такое «собственное мнение» и «права человека»

Целевую подготовку меняют, чтобы задержать людей на первом рабочем месте

Реклама

В этом году во время вступительной кампании процент бюджетных мест для «целевиков» увеличат. На сельхозспециальностях он составит до 70% от контрольных цифр приема, на медицинских — до 80%, на некоторых других — до 60%. Выходит, для тех, кто поступает не по целевому направлению, предполагает Лаврухин, мест останется меньше.

Новый Кодекс существенно расширяет группу тех, кто подпадает под понятие «целевиков». Если раньше (в Кодексе 2011-го) на уровне высшей школы это были только бакалавры, то теперь и магистры.

«В новом Кодексе написано, что «целевики» с высшим образованием и магистры должны обязательно отработать «не менее пяти лет», а те, кто получил среднее специальное образование, — «не менее трех лет». Получается, что указан только нижний порог. А реальный срок отработки будет зависеть от того, что будет прописано в договоре с организацией, выдавшей абитуриенту целевое. Выходит, по факту отработка может быть и больше», — считает эксперт.

По его мнению, цель нововведения — задержать людей на первом рабочем месте, чтобы они, например, не уезжали из деревень и райцентров в большие города.

Объединенный экзамен поможет разгрузить школьников

С 2023 года по двум предметам — русскому (или белорусскому) языку и математике — выпускники 11 классов будут сдавать централизованный экзамен. Это значит, испытание, которое включает в себя ЦТ и школьный экзамен. Отметки пойдут в аттестат и будут прилагаться как сертификаты при поступлении в вузы.

«Думаю, эту практику стоило использовать и раньше. Мне кажется, это очень удобно и поможет разгрузить школьников. Как я понимаю, это будет что-то вроде российского ЕГЭ. Там давно совмещают тесты и школьные экзамены», — отмечает Лаврухин.

Известный репетитор Евгений Ливянт в комментарии Sputnik.by разделяет лишь частично идею о том, что совмещенный экзамен разгрузит выпускников. Действительно, тем, кто собирается на технические специальности не придется дважды сдавать математику и язык. А вот нагрузка на тех, кто поступает, например, на гуманитарные специальности или идет в медицину, наоборот, возрастет. Ведь им теперь на серьезном уровне придется готовиться еще и к централизованному экзамену по математике.

Похоже, что в школе дистанционное образование не приветствуется

В новой версии Кодекса закрепили понятие «дистанционная форма обучения». Лаврухин считает, что это — большой плюс.

«Однако, когда мы вчитаемся, на какие уровни образования оно распространяется, получается, что школьное образование сюда не входит. В документе «дистанционка» фигурирует только со средним специальным образованием и профессионально-техническим. Это, конечно, не означает, что дистанционного образования совсем не будет в школе, но такое умалчивание открывает пространство для интерпретаций. Самая простая из них — в школе «дистанционка» как минимум не приветствуется», — обращает внимание на нюансы эксперт.

Он считает, что с учетом нынешней эпидемиологической обстановки возможность в любой момент учиться из дома была бы большим плюсом для учеников и учителей.

Читайте также: Министр образования о дистанционном обучении: «Может ли компьютер заменить живое общение с человеком?»

Льготы необходимо возвращать тем, кто в них нуждается, а не успешным ученикам

Теперь у некоторых абитуриентов при поступлении будет больше льгот. Сюда, например, относятся олимпиадники, выпускники военно-патриотических классов, дети военнослужащих и милиционеров, которые погибли или стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей.

Репетитор Евгений Ливянт в комментарии Sputnik.by отметил, что льготы необходимо возвращать тем, кто в них нуждается, а не успешным ученикам, которые и так поступят.

«Лет десять назад ликвидировали льготы при поступлении у детей-сирот, у инвалидов, а также у молодых людей из сельской местности. И до сих пор — ничего взамен. Был придуман аргумент: Мы создаем единую систему дистанционного зачисления в вузы, льготы мешают. Прошло 10 лет, и где эта система зачисления в вузы? Нигде. Если в других странах подать документы в вуз можно, не выходя из дома, причем сразу в несколько, то у нас нужно обязательно приехать и подать документы. Такая же история с регистрацией на ЦТ», — отметил репетитор.

Образование подростков в СИЗО

«В Кодексе появилась норма, которая разрешает обучение подростков в местах заключения. Раньше такого не было. Это прогрессивная новация», — считает Лаврухин.

По его словам, специалисты из сферы образования ожидали, что по новому Кодексу ключевую роль в системе образования начнет занимать профильное министерство, а не Администрация президента, как это было раньше.

«В Кодексе прописали пункт о перераспределении полномочий госорганов в управлении образованием. Но, что именно здесь изменили, мне непонятно. Так, например, ректоров у нас по-прежнему утверждает президент. Хотя, логичнее, чтобы их определяли в самих вузах, а уже затем эту кандидатуру согласовывало Министерство образования», — считает эксперт.

Читайте также: Политзаключенный по «хороводному делу»: «В СИЗО постоянно говорят, что мы теперь позор для своих семей»

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.