• 3 °C
    Погода в Бресте

    3 °C

  • 2.1141
    Курс валюты в Бресте
    USD2.1141
    EURO2.3904
    100 RUB3.2817

Тайны подвалов брестского вокзала

428 10.02.2011 12:03

Каждый день через Брестский железнодорожный вокзал проходят сотни людей. Кто-то спешит на поезд, кто-то отдыхает в зале ожидания. И практически никто не задумывается, что находится в исторически значимом месте.

Когда-то здание вокзала было одним из самых красивых в Беларуси. Железнодорожный узел работал по шести направлениям: Москва, Киев, Брянск, Варшава, Высоко-Литовск. С вокзалом связано большое количество легенд. А особенно с его подвалами. Вместе с диггером Дмитрием Бородаченковым мы попробовали развеять некоторые мифы и добраться до истины.

Заговорили о подвалах во время Великой Отечественной войны. Ведь вокзал принял удар одним из первых. А в то страшное утро ничего не предвещало войны. Люди мирно сидели и ждали поездов, как вдруг послышался рев самолетов, выстрелы. Никто и не подозревал, что началась война, «священная война», которая продлится так долго.

Вспоминая о вокзале, нельзя не упомянуть о железнодорожниках, милиционерах, военных, находившихся там в трагическое утро 22 июня 1941 года. Они держали оборону в подвалах 9 дней. Тогда и появилась легенда о том, что защитники из подвальных окон расстреливали рискнувших подняться на платформу немцев. На самом деле это невозможно теоретически. Окна были встроены не в стену, а в поверхность перрона. Чтобы выстрелить, солдату как минимум нужно было высунуться из окна наполовину.

Сами же подвалы представляют собой запутанный лабиринт общей площадью 1 000 квадратных метров. Подвальные помещения располагаются с трех сторон здания: Граевской, Восточной и Московской. По словам Дмитрия, «со стороны привокзальной площади тянется узкий коридор, от которого в направлении реки Мухавец отходят две огромные трубы, диаметром почти в рост человека. Назначение труб неизвестно».

Он также добавил, что «есть сведения о маленькой подземной речушке, которая текла когда-то под вокзалом, а потом ее закрыли в трубу. Возможно, эти трубы являются частью плана по закрытию речки и недопущению затопления подвалов. Существует легенда, что в царские времена из подвалов был прорыт ход к Волынскому форту Брестской крепости. Один из старейших работников вокзала В.Финцклер рассказывал, что в 1944 году после освобождения Бреста от немцев и при разминировании города во время осмотра подвалов эти трубы уже никуда не вели, они были засыпаны буквально в десятке метров от входа. При спуске в подвал эти данные подтвердились».

Долго испытывали немцы защитников вокзала: травили газом, постоянно обстреливали. Но они мужественно переносили тяготы: закрывались влажными тряпками, которые смачивали в трубах котельной, чтобы не задохнуться. Чтобы немцы не подошли ближе, на входах командиры поставили бойцов. А командиров было трое: начальник линейного отряда милиции А.Воробьев, лейтенант Н.Шимченко и старшина П.Баснев. Только воевали они, к сожалению, не сообща, так как подвал на Восточной стороне разделялся на две части стеной. В стене был лаз, который защитники вокзала так и не нашли. Можно предположить, что если бы проход был найден и группы воссоединились, то и исход боя мог бы быть другим.

В послевоенное время подвалы практически не исследовались и не использовались. Некоторые и по сей день остаются затопленными.

Жаль, что сведений о подвалах вокзала мало. Но мы надеемся, что рано или поздно вся информация будет доступна и предоставлена всем желающим. И брестчане с гордостью будут рассказывать иностранцам историю обороны не только Брестской крепости, но и вокзала, который каждый день встречает множество гостей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: