Прислать новость
  • 5 °C
    Погода в Бресте

    5 °C

  • 2.6621
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6621
    EURO3.1635
    100 RUB3.4535

Мама ребенка с аутизмом: «Если ребенок необычно себя ведет, возможно, он не может по-другому»

Мама ребенка с аутизмом: «Если ребенок необычно себя ведет, возможно, он не может по-другому»

955 01.04.2016 12:44

Несмотря на то что информации про аутизм становится все больше, с этим состоянием по-прежнему связано много стереотипов. Людей с аутизмом называют то гениальными, то агрессивными. Думают, что они стремятся уйти от контакта с окружающими. На самом деле, считают мамы «аутят», люди с аутизмом хотят общаться. Просто не всегда знают как.

Первая реакция – отрицание

То, что сын ведет себя не так, как другие дети, Ольга Вельгас поняла, когда Матвею было около двух лет. Его сверстники разговаривали все больше и больше, а Матвей терял даже имеющиеся навыки разговора. Он был беспокойным. Стало понятно, что он не хочет заниматься, как другие дети, в развивающем центре.

Реклама

Врачи поставили диагноз спустя несколько лет. Когда Матвею было 4,5 года, Ольга отвезла его в Республиканский научно-практический центр психического здоровья, где им сказали, что у ребенка аутизм.

По признанию Ольги, первой реакцией было отрицание, потом отчаяние. По словам собеседницы «БГ», не замкнуться на проблеме помогло общение с родителями детей с аутизмом. «Поначалу это тяжело, ведь всячески отрицаешь, что твой ребенок такой и ты тоже «из этой песочницы». Я думаю, неплохо было бы пообщаться с психологом, ведь сложно принять, что твой ребенок особенный и не надо этого стесняться», – рассказала Ольга.

Сейчас Матвею 8 лет. Он обучается в ЦКРОИР «Стимул» по программе вспомогательной школы. Мальчик любит рисовать, складывать мозаики и конструкторы, ходит на иппотерапию. На контакт со сверстниками он почти не идет. Со взрослыми пытается общаться жестами. «Вообще он общительный, только ему нужно привыкнуть к человеку», – пояснила собеседница «БГ».

Реклама

По мнению Ольги, людей с аутизмом нужно принять такими, какие они есть. «Возможно, они хотят общаться, только у них это выражено по-другому, – пояснила она. – Они, можно сказать, инопланетяне, которым вы можете помочь своим позитивным отношением».

Мама ребенка с аутизмом: «Если ребенок необычно себя ведет, возможно, он не может по-другому»

 

Каждая социальная ситуация прорабатывается

Сыну Анжелы* Кириллу 16 лет. На необычное поведение ребенка она обратила внимание, когда мальчику не было и трех. «Он был гиперактивным, позже научился разговаривать. Если ему делали замечание, сильно нервничал, мог бросать вещи, – вспомнила Анжела. – В то время я не понимала, почему так происходит. Но мы попали к грамотному неврологу». Специалист предположила, что у ребенка может быть расстройство аутичного спектра и посоветовала обратиться к психологу.

Реклама

В детском саду Кирилл посещал интегрированную группу. В школу он ходит обычную. «Сначала мы были на домашнем обучении, но Кирилл был прикреплен к классу. Мы ходили на мероприятия», – рассказала собеседница «БГ».

В среднем звене ребенок начал посещать отдельные уроки. Для него составили расписание, по которому некоторые предметы он проходит индивидуально, а какие-то изучает вместе с одноклассниками на уроках. Перед тем как Кирилл пришел на первый урок в класс, для детей провели специальный классный час. Ребятам объяснили, почему Кирилл необычно себя ведет. «Для меня было неожиданным, что дети активно включились в разговор, задавали вопросы. Конечно, ребята из параллельных классов могут дразнить его, но одноклассники оберегают», – пояснила Анжела.

В школу Кирилл добирается самостоятельно. По словам его мамы, ему очень нравится туда ходить. «Для нас было наказанием не идти в школу, – пояснила она. – Например, когда я говорила, что вчера он себя плохо вел и потому будет заниматься дома».

Анжела признается, что в некоторых случаях ребенок может вести себя асоциально. Например, подойти к незнакомому человеку и спросить что-то необычное. «Я не знаю, как бы вела себя, если бы ко мне подошел двухметровый парень и сказал: «Привет!», – призналась собеседница «БГ». – Поэтому и сейчас, в 16 лет, мы прорабатываем социальные ситуации, в которых он неправильно себя повел». Для Кирилла важно прописать ситуацию. В следующий раз, выходя их дома, он читает карточку и вспоминает, как нужно себя вести. Постепенно социальная норма усваивается.

По мнению Анжелы, окружающие не должны всё знать об аутизме. «Но, – добавила она, – если встречаешь человека, который сам с собой разговаривает, или размахивает руками, или поет в автобусе, нужно быть терпимым. Бывает, садишься в маршрутку, а там едет девушка, которая всю дорогу говорит по телефону. Но мы же не делаем замечание. Если ребенок необычно себя ведет, возможно, он разбалованный. Но, возможно, он просто не может вести себя по-другому».

Мама ребенка с аутизмом: «Если ребенок необычно себя ведет, возможно, он не может по-другому»

 

Обратиться к специалисту нужно как можно раньше

«Спектр аутистических нарушений крайне широкий. Но для всех людей характерно наличие трудностей, которые проявляются в коммуникации», – рассказала педагог-психолог ГУО «Областной центр коррекционно-развивающего обучения и развития» Ольга Рыбачук.

Одна из главных особенностей, которая отличает аутизм от других нарушений, это определенные стереотипные формы поведения. Дети могут бегать по кругу, трясти руками, прыгать на одном месте. Вербальные ребята – говорить одно и то же. У людей с аутизмом могут быть стереотипные интересы в узкой сфере. Они будут хорошо разбираться, например, в саблях или мостах. Но поддержать разговор в области, которая его не интересует, человеку с аутизмом будет сложно.

Говорят, что люди с аутизмом не испытывают потребности в общении. Это не так. «Часто они просто не знают, как организовать общение. Поэтому в коррекционной работе мы учим детей понимать социальные нормы, строить диалог. Если вербальных возможностей нет, то используем альтернативные способы коммуникации. Например, ребята общаются с помощью системы обмена карточками PECS», – отметила Ольга Рыбачук. Благодаря этой системе дети выражают просьбы, комментируют происходящее, просят о помощи.

Если другие люди воспринимают мир целостно и системно, то у человека с аутизмом он будто раздроблен на мелкие кусочки. Он может выделить совершенно неважный кусочек и сконцентрироваться на нем. Задача психологов – показать целостный образ.

Часто о людях с аутизмом говорят как об агрессивных. Но, подчеркнула педагог-психолог, у каждой такой реакции есть причина. Просто, так как у человека с аутизмом ограниченный спектр понимания как выражать эмоции, он не будет знать, как их можно по-другому показать.

«Люди с аутизмом не агрессивны. Они испытывают злость по тем же причинам, что и другие», – подчеркнула собеседница «БГ».

Например, многие люди с аутизмом живут по расписанию и, если оно меняется, начинают нервничать. «Представьте, что вы записаны в парикмахерскую. У вас важная встреча вечером. Но неожиданно звонит мастер и говорит, что заболел и стрижки не будет. Многих людей это расстроит. Но если мы сможем перестроиться, позвонить другому парикмахеру, то человеку с аутизмом перемены перенести тяжелее», – сравнила Ольга Рыбачук.

У людей с аутизмом бывают сенсорные трудности. Шум в автобусе может показаться ребенку таким громким, будто он на дискотеке. Он начнет кричать и плакать. Но это не агрессия, а его способ справиться с проблемой. «Он будет плакать, как любой маленький ребенок, которому что-то не нравится», – пояснила педагог-психолог.

В этот момент окружающим важно не критиковать маму – она и так нервничает. У взрослого человека можно спросить, что случилось. Возможно, он ответит.

По словам Ольга Рыбачук, в сопровождении нуждаются все дети с аутизмом. И чем раньше ребенок начнет получать помощь, тем больше вероятность достигнуть позитивных результатов в будущем. Да и родителю будет легче понять своего ребенка.

В первую очередь родителям нужно обратить внимание на то, как ребенок общается с детьми. Понимает ли он, что говорит взрослый. Обращается ли с просьбами или берет то, что хочет.

«Часто родители говорят, что ребенок в раннем возрасте выучил все цифры, все буквы английского алфавита. При этом его не интересует, например, песочница, он не играет с пазлами. Это может быть симптомом. Также следует обратить внимание на двигательные особенности. Ребенок может кружить, трясти руками, ходить на цыпочках», – пояснила педагог-психолог.

Это некоторые симптомы, с которыми нужно обращаться к врачу-психиатру или в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. «Конечно, принять то, что у ребенка особенности, тяжело. Это как попасть в незнакомую страну с незнакомым языком», – отметила Ольга Рыбачук. Хорошая новость в том, что этот язык можно учить.

 

* Фамилию собеседница «БГ» попросила не указывать.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.