Прислать новость
  • -1 °C
    Погода в Бресте

    -1 °C

  • 2.4151
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4151
    EURO2.4919
    100 RUB3.9946

Первый раз – в первый класс. Психологи советуют родителям новоиспеченных школьников, как справиться со страхами

26.08.2019 20:26 Фото из архива «БГ». Источник фото

Никогда не сравнивайте ребенка с собой или с другими детьми. Хвалите его даже за маленькие победы. И помните, что оценка не всегда показатель знаний.

Такие советы дают педагоги-психологи Алена Чернышева и Анжелика Климук. По просьбе «БГ» они попытались развеять самые распространенные страхи родителей, дети которых собираются «первый раз – в первый класс».

Мой муж считает, что за плохие отметки в школе ребенка стоит наказывать, а я так не думаю, ведь он же только начинает свой путь к знаниям. С другой стороны, если не давать понять ему, что низкие отметки – это плохо, он, возможно, не будет стараться и дальше. Что делать?

Реклама

В 1-2 классах белорусских школ обучение является безоценочным. Результативность детей определяется с помощью так называемой шкалы самооценки, либо различного рода «солнышек», «звездочек» и т.д. Прежде чем ругать, а тем более наказывать за отметки, вспомните себя в школьные годы. Так ли безупречен был ваш дневник? Критика за отметки – это путь к ухудшению взаимоотношений как с ребенком, так и между родителями. Помните, что оценка – не всегда показатель знаний. Учителя часто снижают отметки за поведение, за неаккуратный почерк, например. Для того чтобы мотивировать вашего ребенка на получение более высоких отметок, сравнивайте его с ним же самим («Молодец! На этой неделе по математике ты получил три «улыбающихся солнышка», а на прошлой – всего одно. Как думаешь, сколько их будет на следующей неделе?») Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми («А вот Машка получает одни десятки…») или с собой («А вот я в твои годы…»). Это будет вызывать лишь озлобление ребенка, а также потерю веры в самого себя. Он будет чувствовать себя покинутым и нелюбимым собственными родителями. Помните, что не всем детям дано быть отличниками, а также что «троечники» бывают весьма успешными людьми.

Мой ребенок не ходил в детский сад и во дворе во время прогулок не очень охотно общается с другими детьми. Боюсь, что станет в школе изгоем и его будут обижать.

В данной ситуации важно понять, почему ребенок не проявляет желания общаться с другими детьми (не умеет знакомиться, ему не интересно с детьми из песочницы, привык общаться со взрослыми и т.д.). Научите ребенка завязывать знакомства. Предложите ребенку на перемене подойти к однокласснику или обратиться к соседу по парте. Покажите, как это можно сделать («Привет, меня зовут Ваня. А как зовут тебя? Давай поиграем!»). Введение в школьную жизнь (так называется первый месяц учебы в первом классе) предполагает сплочение класса, создание доверительной обстановки в нем. Помните, что фразы в духе «наш сын очень стеснительный», «Катя совершенно не умеет дружить», «наша дочка боится людей», сказанные в присутствии ребенка, программируют вашего малыша на неуспех. Тренируйтесь заводить знакомства уже сейчас. На первых порах будьте рядом с ребенком, помогайте ему словом, взглядом. Дома хвалите ребенка за его успехи, вселяйте уверенность в него («Я так рада, что ты сегодня познакомился с Мишей», «Моя дочка умеет дружить»).

Боюсь, что мой ребенок слишком активный и неусидчивый, чтобы просидеть несколько уроков в школе. Как настроить его на учебу?

Учебный процесс в первом классе организован с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет. Так, продолжительность урока составляет 35 минут, а их количество в день – не более четырех. Такой распорядок не утомляет детей, а перемены в 20-25 минут позволяют отдохнуть и переключиться. Младшие школьники, а в особенности первоклашки, большие «повторюхи», глядя на своих спокойно сидящих одноклассников, ваш неусидчивый ребенок будет стараться вести себя так же спокойно. Также маленьких непосед может дисциплинировать эффект новизны школьной обстановки.

Можно ли позволять брать игрушки в школу?

Первоклассник – это вчерашний дошкольник, для которого ведущим видом деятельности была игра, необходимым атрибутом которой являются игрушки. Естественно, что в один день поменять такую привычную и любимую игру на учебную деятельность очень тяжело. Любимая игрушка (не стоит брать с собой в школу полный портфель игрушек, одной-двух будет достаточно) поможет чувствовать себя спокойнее и увереннее в малознакомой школьной обстановке, скрасить досуг на перемене. Другое дело, если ребенок начинает играться ею во время урока. В таком случае необходимо выяснить причины (ребенку неинтересно, учебный материал дается тяжело, скучает по семье и т. д.) и постараться их устранить.

Мой ребенок уже умеет читать и считать. Боюсь, что ему будет неинтересно в школе. Учеба не ограничивается только чтением и счетом. Дети будут учиться работать с текстом (пересказывать его, объяснять смысл, отвечать на вопросы к тексту и т.д.). Уроки математики проходят также за решением задач, логических загадок, геометрических заданий и т.д. В школе даже освоенные навыки ребенок использует в новой ситуации, подчиняясь заданному учителем ритму, что будет требовать от него большей концентрации и усилий. Скучно ему точно не будет. Если вдруг ребенок будет испытывать явную скуку, всегда можно договориться с учителем об индивидуализированных более сложных заданиях.

До школы многие дети знают буквы, умеют считать, но не мой ребенок. Мы решили, что этому его научат в школе, а теперь переживаем, не будет ли отставать.

Реклама

В данной ситуации не стоит в последние дни августа начинать усиленное усвоение недостающих знаний. Педагоги часто говорят, что легче научить, чем переучить. Запаситесь терпением на усиленную работу в течение учебного года, но помните, что у ребенка должно быть время для отдыха – выходные и каникулы для этого и предназначены.

Боюсь, что моему ребенку не понравится учительница. Он с чужими взрослыми не очень хорошо сходится, боится их. Что тогда делать?

Выбирайте ребенку не школу, а первую учительницу, которая соответствовала бы вашим представлениям об идеальном педагоге. Если такой возможности нет и вы идете в школу по прописке, найдите возможность познакомиться с будущим классным руководителем заранее. Расскажите ей об особенностях вашего ребенка. Опытный педагог всегда сможет найти ключ к ребенку. Не настраивайте детей на негатив. Создавайте положительный образ педагога: «Учительница расскажет тебе много нового и интересного», «Вместе с учителем вы будете делать интересные поделки», «Вместе с учителем всем классом вы поедете на экскурсию» и т.д.

Боюсь, что мы рано отдаем ребенка в школу. Ему только исполнилось 6 лет. Может, подождать еще годик?

Готовность к школе – это залог успешной учебы ребенка, сохранности его физического и психологического здоровья, поэтому обеспокоенность родителей вопросами школьной зрелости ребенка специалистам кажется оправданной. Готовность дошкольников к обучению в школе закладывается следующими факторами:

– физиологическая готовность (состояние здоровья ребенка, уровень физического развития; оценку этому фактору дают медики);

– личностная готовность (готовность ребенка к новым формам общения (с учителем, с одноклассниками), новому отношению к окружающему миру и самому себе (я как ученик), обусловленными ситуацией школьного обучения);

– психологическая готовность – это готовность к учебной деятельности. Т.е. ребенок чувствует себя школьником, принимает учебную задачу и способен сконцентрироваться на способах ее решения. Также этот фактор предполагает определенный уровень развития процессов (память, внимание, мышление), желания учиться, прикладывать волевые усилия.

При возникновении сомнений в готовности вашего ребенка к школе лучше всего обратиться к специалистам (педиатру, педагогу-психологу в дошкольном учреждении либо в школе, которые дадут комплексную оценку уровню развития вашего ребенка с рекомендациями касательно начала школьного обучения).

Мой ребенок привык засыпать в 11-12 ночи и просыпается в 9-10. Днем не спит. Боюсь, что не сможет адаптироваться к школьному режиму с ранними подъемами и тихим часом в продленке.

Режим дня – это вопрос привычки. Любому школьнику, а не только первокласснику, крайне тяжело «входить» в режим ранних подъемов после летних каникул. В такой ситуации оптимальный вариант – формировать школьный режим уже сейчас, не дожидаясь 1 сентября. Для этого в течение недели каждый день укладывайте ребенка спать раньше на десять минут и будите соответственно на 10 минут раньше. Например, в понедельник легли спать в 23.50, а разбудили в 09.50, во вторник легли в 23.40, а проснулись в 09.40. Родителям необходимо проявить твердость в данном вопросе и не жалеть разбудить малыша пораньше. Важно, чтобы пробуждение происходило мягко. Можно не сразу вскакивать с постели, а немного понежиться вместе.

Очень часто дети в старшем дошкольном возрасте не нуждаются в дневном сне. Уточните в вашей школе наличие группы продленного дня без дневного сна. Если такой нет, то договоритесь с ребенком, что ему нужно будет просто полежать во время тихого часа, чтобы не мешать другим детям. Попросите воспитателя ГПД не заставлять спать вашего ребенка, разрешить взять в постель книжку или игрушку.

Боюсь, мой ребенок не сможет адаптироваться в школьном коллективе.

Неизвестность всегда вызывает чувство опасности. Победите это чувство: сходите на экскурсию в школу, обсудите предстоящие школьные дела, посмотрите фильмы и мультфильмы, связанные со школьной тематикой, поиграйте в школу дома. Верьте в успех вашего ребенка. Эта вера передастся и ему. Важно отметить, что в школе работает психолог, в обязанности которого входит помощь первоклашкам в адаптации к школьной жизни: он диагностирует психологическое состояние учеников и на основании полученных результатов дает рекомендации родителям и классному руководителю, направленные на преодоление трудностей адаптации.

Алена Чернышева – педагог-психолог 1 квалификационной категорииВ 2007 году окончила психолого-педагогический факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Опыт работы по специальности – 8 лет. Работала в общеобразовательной школе, на данный момент – в ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Московского района г. Минска».

 

Общие рекомендации от педагога-психолога Анжелики Климук:

1. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, – это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с педагогом, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

 2. Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе заменяет маму и папу. Сотрудничайте, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь классного коллектива.

Если у вас есть какие-то вопросы к учителям, все трения должны остаться между взрослыми, иначе ребенок будет вынужден разрываться между родителями и авторитетом педагога.

 3. Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

 4. Помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил в детский сад. Он не привык, что внимание взрослого распределено между несколькими детьми сразу. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения с ровесниками, помогите стать ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог их показать новым друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой – простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. Не стоит подкупать внимание школьных товарищей вашего ребенка подарками. Так он не научится быть нужным другим сам по себе.

 5. Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму дня. Он привыкает к школе не только психологически, но и физически. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ребенок нуждается в регулярном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Если есть домашние задание, не заставляйте сразу садиться за уроки. Ребенку, как и взрослому, после рабочего дня нужен отдых. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «распределить, уложить новые знания на нужные полочки». В первые месяцы школьного обучения ошибки в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

 6. Мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие папы и мамы так хотят гордиться своим ребенком и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику.

Анжелика Климук – педагог-психолог ГУО «СШ №14 имени Е.М. Фомина г. Бреста». В 2011 году окончила психологический факультет Гродненского государственного университета им. Янки Купалы.

 

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.