Прислать новость
  • 13 °C
    Погода в Бресте

    13 °C

  • 3.5664
    Курс валюты в Бресте
    USD3.5664
    EURO7.0634
    100 RUB8.4629

«Беларусь без крайностей». Тунеядство госуправления

27.04.2015 09:19

Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю мы будем анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале – факты, логика и небезразличность.

 

Реклама

 

 

 

 

 

Евгений ПРЕЙГЕРМАН

Избежать разделительных линий

Реклама

В конце уходящей недели информационное пространство потрясло заявление официального представителя МИД России Александра Лукашевича по поводу приближающегося Рижского саммита «Восточного партнерства»:

«Мы будем следить за тем, как будет проходить саммит в Риге. Но уже очевидно, что наша реакция будет достаточно жесткой и принципиальной, поскольку мы видим, куда движется это партнерство и какие оттенки оно приобретает со стороны участников этой программы».

Отношение Москвы к программе «Восточное партнерство» и в целом инициативам ЕС в рамках восточного измерения Европейской политики соседства давно и хорошо известно. И в этом смысле заявление Лукашевича сенсацией не стало. Тем более на фоне событий в Украине, где фактор «Восточного партнерства» сыграл не последнюю роль в возникновении кризиса. Однако такая прямота и резкость оценки отношений между ЕС и восточноевропейскими странами со стороны российского МИД действительно в новинку. Ранее Россия предпочитала либо вообще игнорировать «Восточное партнерство» как малозначимую инициативу, либо официально говорить о том, что это суверенное дело входящих в программу государств.

Для Беларуси такая позиция Москвы, разумеется, очень невыгодна. Несмотря на то что наша страна является одним из наиболее активных участников интеграционных проектов на постсоветском пространстве, в основе белорусской внешней политики все же лежит балансирование. Эта естественная для малых стран, находящихся между двумя большими геополитическими акторами, стратегия в наибольшей степени соответствует нашим национальным интересам.

А ценность «Восточного партнерства» как раз в том, что оно пока остается единственной легитимной площадкой для регулярных контактов официального Минска с Брюсселем. То есть для хотя бы частичной реализации стратегии балансирования. Напомню: Беларусь остается одной из немногих стран, у которых до сих пор нет политического соглашения с ЕС, которое бы давало возможность более системно развивать отношения во всех областях.

Поэтому теперь Беларуси еще больше нужны идеи и инициативы, которые могут позволить хотя бы немного снизить растущий градус геополитического напряжения в регионе. Тезис о необходимости искать точки соприкосновения между ЕС и ЕАЭС перестает быть лишь «красным словцом».

 

Антон БОЛТОЧКО

Закроем эту тему во благо Родине

Глава Совета Республики Михаил Мясникович в очередной раз вспомнил об инициативе ввести на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) единую валюту:

«Среди отдельных политиков присутствует не совсем правильная парадигма интеграции: ввести единую валюту, не обеспечив устранение различий условий ведения хозяйствования в ЕАЭС. На практике это может означать полное подчинение стран ЕАЭС интересам государства с большей экономикой. Фактически это может привести к утрате суверенитета».

Можно заметить, что риторика экс-премьера серьезно изменилась. Месяцем ранее Мясникович ратовал за ускоренное создание валютного союза в рамках ЕАЭС: «…надо приблизить сроки интеграции, чтобы первые этапы валютного союза могли заработать в ближайшие три-четыре года».

Хотя можно предположить, что Мясникович подразумевает необходимость скорейшего «устранения различных условий ведения хозяйствования в ЕАЭС» и одновременно с этим введение единой валюты.

Однако барьер создания валютного союза между странами-участницами ЕАЭС лежит в иной плоскости. Это не только наличие незавершенного этапа интеграции (единого рынка без изъятий и ограничений), но и слабая денежно-кредитная политика в странах ЕАЭС.

Для формирования успешного валютного союза хотелось бы видеть в регионе инфляцию ниже двухзначного значения, стабильность курса национальных валют и отсутствие постоянного дефицита бюджета. Ни одна страна ЕЭАС не выполняет минимальные требования стабильной финансовой системы.

Вряд ли в интеграционных процессах работает математическое правило «минус на минус дает плюс». Наоборот, в рамках объединения стран два «минуса» могут дать один большой, жирный минус. Последнее, согласимся с Мясниковичем, может стать причиной утраты суверенитета страны.

Поэтому необходимо просто оставить вопросы о введении единой валюты между странами ЕЭАС или о проведении единой монетарной политики будущим поколениям.

 

Никита БЕЛЯЕВ

Декрет о тунеядцах откорректируют?

Замминистра труда и соцзащиты Валерий Ковальков заявил о возможном внесении корректировок в нашумевший декрет о тунеядцах в начале 2016 года. По словам чиновника, нормативный акт должен поработать до конца года, чтобы разработчики могли выявить его слабые места. Что все это значит?

Во-первых, главным определяющим фактором при принятии решений является не оценка их эффективности, а мнение главы государства. Ведь именно после недавних заявлений Александра Лукашенко взгляд Минтруда на закон изменился. Во-вторых, идея изменить декрет ранее чем через год после его принятия противоречит принципу стабильности законодательства, закрепленному в законе «О нормативных правовых актах». В-третьих, подготовка сырого документа (что косвенно и признал замминистра) и разговоры о возможности его изменения к началу следующего года свидетельствуют о низком качестве работы некоторых госструктур.

Как решить периодически возникающие подобные проблемы? Эксперты «Либерального клуба» неоднократно писали об этом: необходима реформа системы госуправления. Но казус в том, что юридически реформировать нечего – в белорусском законодательстве отсутствует определение системы госуправления (хотя, к примеру, четко регламентируются правила хранения семян растений в законе «О семенах»).

В результате этого возникает ряд преград на пути процесса оптимизации госаппарата, ведь для реформ нужен объект, который и содержится в определении. Эта ситуация снижает возможность создания целенаправленной «дорожной карты» реформы, а также не позволяет разработать полноценную систему оценки эффективности работы органов государственного управления.

Отсутствие законодательного определения госуправления можно считать подтверждением незаинтересованности власти в такой реформе. Ведь закрепление определения – один из первых шагов, необходимых для реформы.

У государства сегодня на повестке дня главный вопрос: как поднять эффективность существующей системы и при этом избежать реформ? За решение этой задачи чиновников можно было бы наградить Нобелевской премией, но вероятность этого представляется крайне низкой.

 

Вадим МОЖЕЙКО

Он как «Ляпис», но живой

К нам приехал Trubetskoy. После пятилетнего перерыва, возникшего из-за черных списков артистов, в Минск вновь прозвучали старые ляписовские песни. Но прозвучали они в последний раз: «Ляписа Трубецкого» больше нет, группа распалась, а Сергей Михалок запретил бывшим коллегам исполнять старые песни «Ляписов». Любопытно, что, хотя у Михалка и нет на это ни юридических (большинство песен принадлежат ООО «Дети солнца»), ни моральных прав (ранее он публично обещал оставить песни Булатникову & Co), Trubetskoy предпочел оставить старые песни в прошлом: ее этому не учил.

Симптоматично, что и Trubetskoy, и Brutto недавно пополнили свои youtube-каналы новыми треками, и (субъективно) в обоих случаях это лучшие релизы за год. Только у Trubetskoy это новый клип «Гагарин» (совместно с рэпером Лигалайзом), а у Brutto – «Империя добра», написанная Михалком еще в 2010 году для «Веселых картинок», но в итоге не вошедшая в альбом.

Колоритно и поведение лидеров групп. Сергей Михалок не стесняется нелестных высказываний о бывших коллегах и даже считает, что против него сейчас «готовилась спецоперация КГБ» (не тогда, когда Михалок оскорблял Лукашенко в своих интервью, и не тогда, когда самая популярная белорусская группа пела на Майдане его гимн «Воины света», а именно сейчас, когда Brutto поет «мяч-грач-плачь»). В то же время Павел Булатников избегает обвинений: «когда я вижу где-то в прессе, что люди начинают друг на друга лить-поливать, мне одинаково неприятна позиция обеих сторон – неважно, кто из них прав, кто виноват. И я не хочу участвовать в чем-то подобном. Мне это неинтересно».

Если прощальные концерты в Вильнюсе и Киеве в 2014 году стали завершением 25-летней истории «Ляписов», то концерт Trubetskoy в минском Prime Hall (принадлежащий близкому к власти бизнесмену Павлу Топузидису) можно считать завершением истории с черными списками. «Ляписами» в марте 2010 года начали – примерно ими же в апреле 2015 года и закончили.

Хотя в целом творческие ограничения в Беларуси никуда не исчезли. Но то, что вчера было совершенно невозможно (например, сыграть песни «Ляписов» через дорогу от нового Дворца Независимости), теперь в порядке вещей.

 

Александр ФИЛИППОВ

А вы часто посещаете поликлиники?

С 22 апреля заведующая лабораторно-поликлиническим отделом Городского кардиологического центра Минска Ольга Евтух сообщила, что ежегодно в Минске умирает примерно 17,5 тыс. человек, около 60% из них – от болезней системы кровообращения. В трудоспособном возрасте (это при учете довольно низкого по мировым меркам пенсионного возраста в Беларуси) болезни системы кровообращения являются причиной смерти в 37% случаях.

Однако самым шокирующим в сообщении медика были данные о профилактике этих заболеваний. Оказывается, что около четверти умерших в трудоспособном возрасте практически не наблюдались у врачей, 15% умерших вообще не имели никакой документации в поликлиниках. «25% трудоспособного населения вообще выпадает из поля зрения медиков», – резюмирует специалист.

Эти данные резко контрастируют с многочисленными заявлениями белорусских чиновников о том, что люди якобы злоупотребляют доступной отечественной медициной. Обвиняя в этом людей, чиновники попутно считают белорусов, как минимум, не очень разумными людьми, которые не хотят идти к врачу, а напропалую занимаются самолечением. По крайней мере, именно так обосновывалось принятие скандального Постановления Минздрава от 9 сентября 2014 года №66, резко осложнившего жизнь всем хроническим больным.

Чиновники любят козырять целыми тринадцатью посещениями поликлиники в год в среднем на белоруса, совершенно забывая, что стандартный протокол обследования здорового человека предполагает посещение минимум раз в год терапевта, офтальмолога, отоларинголога, невролога, хирурга, эндокринолога, уролога (гинеколога), прохождения флюорографии, снятие электрокардиограммы, сдачу анализов. Не будем забывать и острую для Беларуси проблему онкологии. Кроме этого, люди имеют свойство и болеть, а сами медицинские процедуры в стране достаточно забюрократизированы.

Приведенные данные, равно как и другие факты, свидетельствуют о том, что белорусам не хватает медицинского обследования. Значительная часть населения просто уклоняется от посещения поликлиник и сдачи элементарных анализов. Чиновникам вместо внесения «гениальных» идей о платном входе в поликлинику или постоянных упреков в «иждивенчестве» стоит задуматься, почему же в Беларуси многие так не любят ходить в поликлиники. Может, дело не в глупости граждан?..

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.