Прислать новость
  • 6 °C
    Погода в Бресте

    6 °C

  • 2.5965
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5965
    EURO3.1082
    100 RUB3.4363

«Беларусь без крайностей». Тунеядство национального масштаба: что будет с Родиной и с нами?

06.04.2015 12:13

Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю мы будем анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале – факты, логика и небезразличность.

Реклама

Евгений ПРЕЙГЕРМАН

Прискорбное бессилие

Ушедшая неделя ознаменовалась двумя, казалось бы, не связанными друг с другом информационными поводами. Во-первых, это вступление в силу Декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Во-вторых, развитие ситуации вокруг подготовки оппозиции к предстоящим президентским выборам. Не хочется заниматься огульным критиканством, но обе эти трагикомедии из серии «приплыли» могут быть предвестниками серьезных потрясений в нашей синеокой.

Катастрофа «декрета о тунеядцах» в том, что он, вопреки задумкам бюрократов, свидетельствует о беспомощности системы госуправления Беларуси. А самое большое преступление, за которое никто из разработчиков декрета, к сожалению, никогда не ответит, заключается в том, что документ приняли в условиях уже проявившего себя кризиса управляемости в стране. Напомню: история с модернизацией промышленности, в частности, деревообработки, отчетливо продемонстрировала, что система неспособна работать в непривычных условиях. Нестандартные указания руководства элементарно не выполняются.

Понятно, что многие чиновники по объективным и субъективным причинам часто мыслят, как печники: по принципу «если тут дунуть, то там обязательно выдуется». Но безумие тоже должно иметь какие-то пределы. А так недруги белорусских властей могут запастись поп-корном и готовиться лицезреть увлекательное действо о том, как чиновники делали вид, что гоняются за тунеядцами, пока экономика Беларуси окончательно разваливалась.

К бессилию оппозиции мы привыкли больше. И поэтому особой новостью ее почти полное разложение в год президентских выборов не стало. Однако важно другое: какой бы маргинальной ни была оппозиция, какими бы неадекватными ни казались ее действия, она всегда является отражением всего общества. Самым прямым свидетельством общественного здоровья и показателем того, что ждет это общество в будущем. Ситуация с «декретом о тунеядстве» именно об этом в очередной раз нам всем напоминает.

На фоне кризиса в Украине суверенитет и независимость Беларуси стали для многих главными ценностями. И власти осуществляют действительно впечатляющие внешнеполитические шаги для того, чтобы защитить эти ценности. Но продолжение трагикомедии внутриполитической жизни рано или поздно все это похоронит. Шанса исправить ситуацию потом может и не быть.

 

Реклама

Антон БОЛТОЧКО

Шутка затянулась

Судя по всему, День смеха в Беларуси продлен на сутки: именно 2 апреля президент подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» («декрет о тунеядцах»). Экономический эффект от введения такого рода законодательных норм уже не раз обсуждался, поэтому сегодня хотелось бы поговорить о другом: о подходах белорусского государства к своим гражданам и о подмене понятий.

На современном этапе развития общества большинство государств стараются стимулировать развитие человеческого капитала (тем самым повышая производительность труда). При этом ставка делается на создание благоприятных условий, в которых человек может развивать свои способности, а не на использование превентивных мер. Последние постепенно становятся чуждыми для цивилизованного общества.

Однако Беларусь выбрала второй путь – заставить всех до единого в стране работать на общее благо. При этом умело обернув эту идею в бесспорную обязанность всех граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов (ст. 56 Конституции Республики Беларусь). Именно так начинается подписанный президентом декрет. Вот только в контексте нового документа эта обязанность фактически подменяет право гражданина Беларуси на труд. Поэтому с 1 января 2015 года (именно с этой даты начинает действовать декрет) жители Беларуси обязаны трудиться на благо общества, иначе – плати налог или штраф. Хотя еще в конце прошлого года МВД заверяло, что «декрет о тунеядцах» не будет подобен старой советской системе:

«О возвращении к прошлому не может быть и речи. Конституционное право гражданина на труд – отнюдь не обязанность».

Когда читаешь декрет №3, складывается ощущение, что это результат отчаяния. Ведь не так давно именно борьба с тунеядством была одним из последних шагов для удержания на плаву стагнировавшей экономической модели Советского Союза.

Такая аналогия привносит в историю о декрете №3 хоть малую толику позитива: возможно, впереди нас все-таки ждет скорое начало запоздалой реальной модернизации экономики. Главное – в очередной раз не упустить возможность это сделать.

 

Никита БЕЛЯЕВ

Декрет №3: борьба за справедливость?

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» еще на стадии проекта пересматривался несколько раз, а его принятие было перенесено практически на два месяца. Получается, нормы документа вызвали дискуссию не только в белорусском обществе, но и во властных коридорах?

Действительно, меры, предусмотренные декретом, совершенно не популярны в современном мире, да и с положениями отечественной Конституции соотносятся с трудом. Однако в ряде случаев белорусские власти уже не раз действовали в подобном стиле ради получения политических дивидендов. Но если разобраться в том, к каким последствиям приведет реализация декрета, то окажется, что риски могут значительно перевесить вероятные выгоды.

Очевидно, что на принятие подобного документа руководство страны подтолкнуло не столько стремление добиться справедливости, сколько банальная нехватка средств. Допустим, власти при помощи декрета соберут какую-то дополнительную сумму, но что они получат взамен?

Документ увидел свет, когда многие государственные промышленные предприятия переживают непростые времена. Остановка главного конвейера МАЗа – первый звоночек. Да и в частном секторе дела обстоят не лучше. Весьма вероятно, многие из них вынуждены будут пойти на сокращение штата, чтобы остаться на плаву. Результат – рост безработицы, а, следовательно, многие граждане могут попасть под действие декрета №3.

В такой ситуации борьба с социальным иждивенчеством методами этого документа – опрометчивый даже с политической точки зрения шаг. Электоральные настроения в обществе могут неприятно удивить власти, учитывая экономическую ситуацию и постепенно сокращающийся разрыв между размером «налога на тунеядцев» и средней зарплатой в стране. Добавим к этому экономические последствия в виде сомнительного качества рабочей силы, принужденной к работе, и возможное увеличение количества нелегальных схем, связанных с трудоустройством.

Вся история с принятием «декрета о тунеядцах» демонстрирует две серьезные проблемы сегодняшней Беларуси, угрожающие ее будущему: принятие решений по принципу «нам бы день простоять и ночь продержаться» и отсутствие эффективной системы оценки политических решений.

 

Вадим МОЖЕЙКО

Городской культуре нужны горожане

Почти 80% граждан Беларуси живет в городах. Однако право городского самоуправления у нас как отобрали с присоединением к Российской империи, так и не вернули. В таких условиях, когда граждане не могут напрямую влиять на управление городом, не может сформироваться и полноценная городская культура. Города изменяются – в лучшую или худшую сторону – часто без учета пожеланий самих горожан. У этой проблемы несколько граней.

Например, памятники. Они визуально улучшают город и показывают историческую и культурную преемственность. Или не показывают, как в случае с памятником… корове в Минске. При этом министр культуры утверждает: на памятники Быкову, Бородулину или Буравкину денег нет, а вот на корову есть. И мнение общественности, которая выступает как раз за увековечивание памяти этих поэтов или Кастуся Калиновского, в расчет не берется. Да и памятник корове вызывает вопросы – например, у журналистки Ольги Ерохиной:

Еще одна важная часть города – это названия его улиц, их символическая нагрузка. К сожалению, проспект первопечатника Скорины в Минске убрали, а вот бесконечные Ленина, Коммунистические и Советские все еще заполняют города Беларуси. До переименований дело пока не дошло, но хотя бы добавить на таблички к соверменным названиям исторические недавно пообещали чиновники Мингорисполкома и Министерства культуры. Причина перемен проста: инициатива небезразличных граждан, тысяча подписей минчан и обращения в госорганы общественного объединения «Альтернатива».

Волнует горожан и судьба историко-культурных ценностей, зачастую приносимых в жертву сиюминутной конъюнктуре и инвесторам. Дошло до, казалось бы, святого – Брестской крепости, где строится российский отель и «военно-патриотрический центр» БРСМ. Судя по жалобам, от стройки страдает комплекс Брестской крепости, останки погибших валяются на стройплощадке.

Для развития городской культуры, которая будет формировать визуальный и символический облик города, защищать его историко-культурное наследие, нужно непосредственное участие самих горожан в управлении городом.

 

Александр ФИЛИППОВ

Государство vs. турфирмы: кто эффективнее?

В начале апреля белорусские турфирмы порадовали путешественников новостью о достижении соглашения по упрощенному визовому режиму для белорусских туристов, прибывающих в Марокко. Теперь туристам не надо собирать пакет документов и отправлять его в Москву для получения однократной марокканской визы. Белорусы, которые посещают Марокко в рамках организованного тура, получат визы в аэропорту по прибытии.

Самое примечательное в этом соглашении то, что оно заключено благодаря усилиям туристических фирм, без какого-либо участия белорусского МИДа.

Королевство ставит целью привлекать не менее 20 млн туристов в год, в связи с чем проводит активную политику по либерализации визового режима. Сейчас въезжать в Марокко без визы уже могут граждане 67 государств. С Россией, например, марокканские власти отменили визовый режим в одностороннем порядке. И у белорусских туристов Марокко может пользоваться определенной популярностью, ведь европейскими лоукостами туда можно долететь по весьма умеренным ценам.

Показательна и готовность марокканских властей к либерализации визового режима – даже всего лишь для 3 тыс. потенциальных туристов (таковы объемы соглашения с турфирмами) и гарантии со стороны туроператора. Понятно, что условием либерализации визового режима была гарантия со стороны туристического оператора компенсировать расходы по депортации туристов в случае нарушения визового режима.

На фоне подобных внешнеполитических успехов туроператора даже неудобно комментировать деятельность белорусского МИДа по обеспечению упрощенного визового режима для граждан Беларуси. Причины этого, к сожалению, лежат на поверхности. Это и негативное отношение к зарубежным поездкам белорусов, и специфическое понимание национальных интересов (с Катаром, например, Беларусь почему-то в одностороннем порядке ввела безвизовый режим), и восприятие собственных граждан как потенциальных преступников, которые нарушат визовый режим и за депортацию которых нужно будет платить.

Может, стоит распустить Главное консульское управление МИД и его функции передать турфирмам? Ну или хотя бы задуматься об их обмене опытом…

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.