Прислать новость
  • 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.4824
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4824
    EURO2.5908
    100 RUB3.9373

«Беларусь без крайностей». Откуда у Нацбанка взялся 1,1 млрд долларов?

26.01.2015 09:07

Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю мы будем анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале – факты, логика и небезразличность.

 

Реклама

 

 




Евгений ПРЕЙГЕРМАН

Идеи для суверенитета

Реклама

Продолжим тему о новых идеях и подходах, которых часто не хватает белорусской системе госуправления. На этот раз обратимся к внешней политике.

В последние дни вновь серьезно обострилась ситуация на востоке Украины. Боевые действия выглядят все более активными и масштабными. Приведший к многочисленным жертвам обстрел Мариуполя станет еще одной кровавой меткой, которая эскалирует напряжение в Восточной Европе. Притом, как показали декабрьские события на российском финансовом рынке, это напряжение выходит за военно-политические рамки и болезненно сказывается на благосостоянии простых граждан. К сожалению, Беларуси просто изолироваться от этих событий не удастся. Поэтому необходимо задействовать все возможные (и разумные!) средства, чтобы минимизировать региональные угрозы.

В сентябре – декабре прошлого года белорусские власти, как выразился один европейский дипломат, показали, что «способны вести автономную политику по Украине». Благодаря проведению в Минске саммита ЕАЭС- Украина – ЕС и встреч Контактной группы по Украине Беларусь получила временный статус «восточноевропейской Швейцарии». И это очень важное достижение для нашего суверенитета в ситуации противостояния между Россией и Западом. Однако его недостаточно, особенно на фоне последних событий. Нейтральный статус необходимо поддерживать и укреплять. Для этого и нужны новые идеи.

Официальный Минск продемонстрировал, что умеет добиваться многого в рамках тех возможностей, которые у него есть. Однако после долгой дипломатической конфронтации с Западом и на фоне достаточно нервных отношений с Москвой эти возможности весьма ограничены. Поэтому нужно выходить за рамки традиционной (преимущественно закулисной) дипломатии и обращаться к неиспользованным пока возможностям.

Одна из них – интернационализация Беларуси. Именно это происходило во время ЧМ-2014 по хоккею в Минске. Однако это был лишь маленький эпизод. Нужен постоянный многоуровневый процесс, который впишет страну в международный контекст и тем самым усилит эффект от набирающей обороты белорусизации.

Конкретной формой интернационализации могут быть разного рода международные конференции и форумы в Беларуси, особенно на уровне бизнеса и гражданского общества (что также улучшит имидж страны). Притом важно уберечь эти мероприятия от чиновничьего формализма.

 

Антон БОЛТОЧКО

Деньги из ниоткуда

Белорусы внимательно следят за развитием ситуации на валютном рынке. СМИ стараются всеми способами помочь им в этом: главный финансовый регулятор – Нацбанк – даже опубликовал список ответов на часто задаваемые вопросы со стороны журналистов. Однако после их прочтения прозрения в понимании того, что будет дальше, не наступает.

Нацбанк в своих ответах опирается на общие фразы и обходит острые углы с помощью заготовленных клише. Не первый раз в качестве оправдания мы слышим, что виноваты «они» – внешние обстоятельства. Хотя, казалось бы, устойчивая система может выдержать практически любой удар со стороны, вне зависимости от степени ее интеграции в мировую экономику. Также не стоит забывать, что экономические проблемы в России (как и откат цен на нефть до $50 за баррель) виднелись на горизонте задолго до 19 декабря 2014 года.

Но до печальной даты в Беларуси даже не говорили о надвигающемся шторме, никто не готовился к тому, что эта волна может накрыть нашу страну.

Теперь нас штормит. Корабль сбился с курса, однако еще остается на плаву, что не может не радовать. Однако дальнейшее его плавание полностью зависит от действий властей, а это трудно прогнозировать. Особенно если учесть то, как скрытно работает Нацбанк.

Например, за декабрь прошлого года Нацбанк увеличил обязательства перед нерезидентами на $1,1 млрд, что является серьезной суммой для нашей страны. Это означает, во-первых, что кто-то экстренно дал в долг Беларуси еще денег, хотя никакой информации об этом до сих пор нет. С большой вероятностью можно утверждать о причастности к этому наших восточных соседей. Тем более что перед новогодними праздниками один из высокопоставленных банкиров посещал нашу страну с негласным визитом.

Во-вторых, что вызывает серьезные опасения, при таком стечении обстоятельств ЗВР страны за декабрь потеряли не $760,8 млн, а намного больше. Прикрыть эту дырку в резервах были призваны очередные кредитные ресурсы, которые не тормозят развитие страны в долгосрочном периоде.

В любом случае хотелось бы узнать: кого благодарить за временную стабильность в стране?

 

Никита БЕЛЯЕВ

Консолидация вместо баррикад

Складывающиеся перед страной весьма непростые перспективы и уже существующие предкризисные явления выявили целый ряд противоречий и проблем. С нынешними реалиями белорусская система госуправления сталкивается впервые. Ведь, учитывая экономические и внешнеполитические обстоятельства сегодняшнего дня, аналогии с прошлыми годами проводить не совсем корректно: все-таки в большинстве предпосылки и условия другие.

Следовательно, требуются новые, иные подходы и механизмы для решения текущих и вероятных будущих проблем. Однако пока новых мер, во всяком случае публично, предложено не было. Для сохранения статуса-кво в большинстве сфер власти избрали путь экономии, одновременно с этим применяя ряд противоречивых и пагубных для экономики методов и средств. Если просмотреть государственные решения за последний месяц, то можно заметить отсутствие единой четкой, выстроенной линии. Скорее наоборот, можно наблюдать кидание из крайности в крайность.

Так, наряду с вполне логичными предложениями властей о сокращении финансирования госпрограмм и создании равных условий для государственных и частных предприятий, принимаются решения по закрытию магазинов и кафе, вводится мораторий на рост цен и т. д. Необходимо осознавать, что такая ситуация лишь отпугнет потенциальных инвесторов и будет способствовать уходу бизнеса из Беларуси. К тому же и без этого привлекательность белорусского рынка из-за кризисных явлений может сильно упасть.

В таких условиях нужен иной вектор государственной политики, направленный на консолидацию общества, бизнеса и госаппарата, а не выстраивание внутренних баррикад. Нынешние же меры, напротив, разъединяют общество, разделяя его на правильных и неправильных, патриотов и пятую колонну, наживающихся на кризисе и страдающих от него.

Первым возможным шагом в сторону консолидации стало бы создание экспертных советов (желательно – с рельными полномочиями и/или серьезным внутренним запросом от госорганов), с привлечением широкого круга участников. Такая мера позволила бы не только возродить и усилить общественную дискуссию, но и привела бы к созданию антикризисной стратегии, которая, к слову, на сегодняшний день отсутствует.

 

Вадим МОЖЕЙКО

Белорусизация на высшем уровне

Сегодня уже никого не удивляет появление очередных общественных инициатив с национальным контекстном, будь то новый бренд Uzory или специализированные курсы мовы. Однако теперь на ниве белорусизации все больше позитивных шагов делает и власть.

Так, новый министр образования Михаил Журавков выступил за увеличение преподавания предметов в вузах на белорусском языке – начиная с курсов истории и вплоть до того, что на «родную мову» перейдут более 50% предметов. Председатель Конституционного суда Петр Миклашевич напомнил про ст. 17 о равенстве языков и истолковал ее в том смысле, что нормативно-правовые акты надо бы официально публиковать как на русском, так и на белорусском языках (до сих пор эта же норма толковалась в том смысле, что каждый пишет на том языке, на котором хочет; как итог – многие нормативно-правовые акты существовали только на русском языке, а в сфере культуры часто наоборот – только на белорусском).

Но, конечно, наибольший интерес привлекает высказывание Александра Лукашенко: «Культура – вось што робіць беларуса беларусам, а не проста «тутэйшым»… і мова, якую мы павінны ведаць, гісторыя, якую мы павінны памятаць».

Все эти замечательные слова полностью укладываются в нарастающую волну белорусизации (и где-то даже мягкой либерализации). После Крыма это как никогда актуально, и стоит признать, что власти поступили весьма разумно, не постеснявшись в критический для региона момент перенять риторику даже своих идейных оппонентов.

Безусловно, это не значит, что теперь в стране все хорошо, а власти во всем правы. По белорусскоязычным законам оппозиционных активистов все еще будут сажать на 15 суток, многие разделы официального курса истории Беларуси (например, создание БНР) крайне идеологизированы и представлены в целом однобоко, на каком бы языке про это ни рассказывали.

Однако нельзя и не замечать всех этих шагов руководства страны. Они существуют и они весьма хороши. Главное – следить, чтобы они успешно трансформировались в реальную законодательную базу и конкретные практические действия.

 

Александр ФИЛИППОВ

Минский метрополитен: опасно, не входить!

19 января суд оштрафовал блогершу Елену Мельникову (Стогову) за оскорбление сотрудника милиции. Казалось бы, событие незначительное, однако такие мелочи зачастую отражают тенденции в развитии общества.

Так, Минский метрополитен в последнее время стал лидером новостей по своеобразному отношению к своим пассажирам. Помимо ситуации с блогершей, нельзя не вспомнить лжеминера, а также рапорты метрополитеновских начальников о введении системы досмотра в метро. Блогерше было отказано в освидетельствовании, ее лишили права на проезд решением дежурного, «лжеминер» осужден за шуточную СМС своей подруге, а системой досмотра «а-ля Минск» не может «похвастаться» метрополитен практически ни одного города мира. Какие же тенденции в обществе отражает работа Минского метро?

1) Крайняя степень мании преследования в белорусском публичном пространстве. Атмосфера нагнетания страха перед империалистами, исламистами, террористами и другими -истами, что не находит никакого подтверждения в реальности.

2) Абсолютная презумпция виновности граждан перед государством.

3) Полная безответственность и безнаказанность за принятые должностными лицами ошибочные решения. Дежурная по станции не захотела нести ответственность за результаты объективного освидетельствования Мельниковой; лица, остановившие работу метро по смехотворному основанию, быстро нашли «стрелочника»; лица, закупившие дорогостоящее оборудование и резко увеличившие расходы на безопасность, не могут сформулировать внятной причины этого решения.

4) Высокий уровень некомпетентности должностных лиц. Так, с точки зрения мер безопасности, сотрудники досмотра метрополитена делают весьма бессмысленные вещи, по-видимому, даже не понимая их цели. Ситуация с обидевшимся на Мельникову милиционером вообще вопиющая: непонятно, как такая ранимая натура может иметь дело с обычными преступниками, не отличающимися ни вежливостью, ни законопослушанием.

5) Специфическая экономия государственных расходов: всегда пожалуйста в медицине и образовании, но весьма избирательно в «нужных и важных» случаях.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.