Прислать новость
  • 6 °C
    Погода в Бресте

    6 °C

  • 3.802
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4299
    EURO2.8268
    100 RUB3.4309

Йосеф Дов-Бер Соловейчик: штрихи к портрету

86 20.10.2014 13:22

Среди уроженцев Пружан, которыми вполне могут гордиться жители этого города, особое место занимает Йосеф Дов-Бер Соловейчик. Его жизненный путь делится на белорусский, варшавский, берлинский и американский отрезки.

Наиболее значимые моменты белорусского отрезка таковы. 11 марта 1903 года стартовала биография этого человека. Он достойно прошел полный цикл гимназического образования. Дов-Бер Соловейчик имел первый опыт приобщения к основам иудаизма, заложенным в Торе, Талмуде. В процессе настоящего приобщения ключевую роль сыграл отец Дова-Бера. Последний позиционировал себя как религиозный мыслитель, образцово выполнял функции раввина и по сути продолжал дело своего отца, имя которого навсегда вписано в историю Воложинской иешивы. Дед Дова-Бера Хаим Соловейчик, во-первых, немало лет был здесь первым лицом и, во-вторых, сформулировал совершенно оригинальную версию трактовки Талмуда, получившую резонанс далеко за пределами Беларуси.

Содержание варшавского отрезка, начавшего свой отсчет в 1920 году, – учеба в тамошнем вольном университете. В случае доведения учебного процесса до логического конца уроженец Пружан мог бы стать дипломированным политологом. Но полный курс университета не был пройден. Столица II Речи Посполитой сменилась столицей I Германской Республики.

Реклама

Берлинский отрезок закончился за полгода до прихода Гитлера к власти переездом в американский Бостон. Здесь как раз удобный момент для того, чтобы прибегнуть к сослагательному наклонению. Если бы Соловейчик не эмигрировал из Германии, он мог бы стать жертвой Холокоста. Конечно, Веймарская Германия имела для героя очерка личное измерение по ряду позиций.

Во-первых, был блестяще окончен философский факультет Берлинского университета. Во-вторых, этот неординарный человек, не достигнув тридцати лет, пополнил корпус докторов философии. Его докторат «Источники чистого знания и основания реальности» поражал глубиной и оригинальностью сформулированных положений и выводов. В-третьих, завязалась дружба с системно мыслящим интеллектуалом, человеком широчайшей эрудиции раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном. Эта дружба пройдет испытание временем и слишком много даст уроженцу Пружан. В-четвертых, герой очерка имел репутацию самого вдумчивого, самого креативного слушателя раввинской семинарии Ариэля Гильдесхаймера. В-пятых, с I Германской Республикой генетически связан брак с Татьяной Левит. Это был прочный семейный союз двух докторов философии.

Американский отрезок имел в качестве финальной точки 8 апреля 1993 года – день смерти Соловейчика. Татьяна подарила ему двоих детей. Старший по возрасту ребенок появился на свет в Берлине. Именно в данный отрезок за ним закрепилась репутация выдающегося религиозного мыслителя, талантливого организатора религиозного образования.

Первый этап в религиозной карьеры Йосефа Соловейчика – раввин совета города Бостона. Уже готовясь к раввинскому служению, уроженец Пружан постоянно держал в голове мудрые мысли Хаима Соловейчика. Главная из этих мыслей касалась сути раввинского служения. Она была сформулирована следующим образом: «Смягчать обиды тех, кто покинут и одинок, защищать достоинство бедняков и спасать угнетенного от рук угнетателя». Внук оказался весьма достойным учеником своего деда. К указанной формулировке обращаются все исследователи публикации Йосефа Соловейчика «Иш Галаха» и единодушно констатируют создание на ее основе своеобразного кодекса поведения для раввина. «Иш Галаха» не потеряла своей актуальности и сейчас. Она по-прежнему оценивается как ключевой сегмент наследия мощного интеллектуала.

Второй этап – усилия по открытию бостонской школы «Маймонидес», руководство ее работой. Школа – детище Соловейчика. До ее открытия, то есть до 1937 года, на всем образовательном пространстве Новой Англии не было ни одной еврейской школы. Естественно, это был вклад Соловейчика в еврейское образование.

Еще больший вклад в данное благородное дело был внесен уроженцем Пружан в 1941 – 1985 годах, когда он был первым по значимости должностным лицом в теологической семинарии имени р. Ицхака Эльханана, расположенной в самом большом американском мегаполисе – Нью-Йорке. Эта семинария была в числе ключевых кузниц кадров для американских синагог. Сотни ее выпускников пополнили раввинский корпус. Разумеется, речь шла об ортодоксальном раввинате, ибо сам Соловейчик признавал только ортодоксальный иудаизм.

Руководитель теологической семинарии имени р. Ицхака Эльханана отличился по многим направлениям. В учебном процессе наряду с теологическим циклом появился цикл чисто светских дисциплин. Соловейчик проявил себя также как идеолог религиозного сионизма, один из лидеров соответствующего движения. Как идеолог религиозного сионизма Соловейчик стал популярен после выхода публикации «Голос друга моего зовет». Были концептуально разработаны следующие проблемные поля: Человек галахи как высший тип в релиогиозной антропологии, два Адама в Сотворении Мира, создание Израиля – голос Всевышнего. Активно читались лекции вне семинарии по популяризации ортодоксального иудаизма. Для этих же целей использовалась периодическая печать. Принимал весьма деятельное участие в работе раввинского совета США.

Последние 5 лет жизни уроженец Пружан был не у дел. Причина – тяжелая болезнь.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.