• 10 °C
    Погода в Бресте

    10 °C

  • 2.552
    Курс валюты в Бресте
    USD2.552
    EURO2.7734
    100 RUB3.3821

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

57 22.09.2014 11:53

Интеграция интеграций, новые госдолги, отношения власти и НГО, искусство и вандализм, белорусское счастье.

Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю мы будем анализировать главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале – факты, логика и небезразличность.

Реклама

 

 

 

Реклама

 

 

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Евгений ПРЕЙГЕРМАН

Миротворческая интеграция

Реклама

По мере того как в Минске проходят новые встречи контактной группы по Украине и принимаются решения для нормализации ситуации в этой стране (например, о заморозке вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС), на повестку дня выходит более глобальный вопрос. Фактически он заключается в том, какими будут международные отношения в Европе после урегулирования украинского кризиса.

Во многом (хотя и не во всем) ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какую форму примут отношения между ЕС и Россией: конфронтационную, ограниченного сотрудничества, партнерства или интеграции. Интересно, что в последнее время все больше чиновников и аналитиков говорят именно об интеграционной форме. Эти разговоры так или иначе возвращают нас к идее так называемой «интеграции интеграций», которую любят повторять власти Беларуси, России, Казахстана и, в меньшей степени, официальные лица Евросоюза.

До сих пор эта идея носила чрезмерно абстрактный, чисто риторический и даже несерьезный характер. Причины понятны: мало кто, особенно на фоне действий России в Украине, видит возможным воплотить ее в жизнь. Однако, несмотря на всю абстрактность, едва ли что-то еще может помочь избежать возникновения новых «красных линий», которые поделят наш континент на европейскую и евразийскую части. По крайней мере, пока у Кремля есть возможность использовать свои вооруженные силы во внешнеполитических целях.

Так что в какой-то степени идея «интеграции интеграций» (при всей неполноценности евразийской интеграции) выглядит реинкарнацией представлений отцов-основателей ЕС об интеграции как о способе предотвратить новые войны.

Для Беларуси эта идея вообще имеет особое значение. В случае дальнейшей конфронтации между ЕС и Россией наша страна может оказаться в очень тяжелом положении. В долгосрочной перспективе (опять же, если у России хватит сил) речь может идти об утрате реального суверенитета.

Понимая все это, важно отказаться от пропагандистской шелухи (в которую идею «интеграции интеграций» превратили придворные журналисты и комментаторы) и начать реальный аналитический поиск практических возможностей. Если обратиться к раннему опыту европейской интеграции, то ориентиром здесь может быть создание зоны свободной торговли между ЕС и ЕЭП, а одним из способов – взаимное признание стандартов.

Однако прежде чем это станет возможным, нужно ответить еще на многие сложные вопросы. Некоторые из них обсудим уже в понедельник 22 сентября на очередном мероприятии «Либерального клуба».

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Антон БОЛТОЧКО

Запах Франклина

На этой неделе правительство России одобрило выделение госкредита Беларуси в размере $1,55 млрд. Тем самым наша страна получила возможность временно закрыть потребность в валютных средствах.

После того как позиция Лукашенко по вопросу российско-украинского конфликта на юго-востоке Украины обеспечила ему позитивный предвыборный фон, на повестку дня вышла проблема нехватки валюты в стране. Внешний долг в последние годы увеличился в разы и, согласно данным Нацбанка, только в течение сентября – ноября 2014 года Беларуси необходимо выплатить кредиторам $2,66 млрд, а за следующий год – еще $4 млрд. При этом резервных активов в валюте в стране всего $4,11 млрд. Поэтому кредит от России, как всегда, вовремя.

Однако нехватка валютных ресурсов – это только одна сторона проблемы. Валюта необходима под низкий процент и с привлекательными условиями погашения задолженности, если речь идет о кредитных ресурсах. Российский межправительственный кредит отвечает этим требованиям: ставка привязана к доходности по облигациям федерального займа, выплаты разделены на 2 равных полугодовых транша, и первый платеж будет осуществлен только 15 января 2019 года. Однако «вкусные» условия на бумаге могут скрывать за собой какие-либо кабинетные договоренности. Не раз белорусы были свидетелями, когда щедрость со стороны России оплачивалась частью госсобственности или предоставляемыми секторальными льготами для ведения бизнеса на территории нашей страны.

Власти прекрасно понимают сложившуюся ситуацию, поэтому встреча Лукашенко и других высокопоставленных лиц с делегацией из Всемирного банка во главе с его региональным вице-президентом Лорой Так далеко не случайность. Да, сам Всемирный банк с его небольшими инвестиционными проектами в Беларуси (накопленные инвестиции с 1992 года всего $1,14 млрд) не так интересен, как МВФ. Однако МВФ часто ссылается на мнение Всемирного банка о Беларуси, поэтому встречу можно назвать тактическим ходом.

Таким образом, в ближайшем будущем вероятна активизация переговоров с западными кредиторам. Это необходимо власти для диверсификации источников заимствований и снижения финансовой зависимости от России. Вот и позитивный момент всей этой истории.

 

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Никита БЕЛЯЕВ

Власти и НГО

В начале сентября Центр правовой трансформации представил альтернативный отчет в Совет по правам человека ООН по положению общественных организаций в Беларуси. Основной вывод: за последние годы положение отечественных НГО значительно не улучшилось. Перед общественными организациями стоят все те же проблемы: сложный процесс регистрации, трудоемкий процесс легализации финансовой помощи и субъективизм государственных органов.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются НГО, относятся к процедуре регистрации. С первого взгляда, основной документ, регламентирующий эту сферу (закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»), не содержит каких-либо сверхсложных требований к процессу регистрации. Однако многие нормы описаны широко и неконкретно, вдобавок закон оставляет последнее слово в решении об отказе/предоставлении регистрации за государственными структурами, не конкретизируя случаи неправомерности такого отказа. В результате, к примеру, обжаловать решение Минюста в отказе регистрации фактически невозможно, а деятельность от имени незарегистрированной организации преследуется по закону.

Некоторые организации, которым было отказано в регистрации, обошли закон, зарегистрировавшись за границей. До последнего времени власти хотели ликвидировать и эту лазейку, но пока такие разговоры утихли. Добавляет проблем и процесс регистрации финансовой помощи: тут полномочия государственных органов и вовсе не ограничены. В итоге многие НГО работают на полулегальном положении. Логика руководства страны понятна: сохраняя такой характер законодательства, власти держат в руках все рычаги давления, и, в случае чего, ликвидировать неугодную организацию проще простого.

Но если посмотреть на ситуацию с прицелом на будущее, через призму украинских событий, то от такой политики в будущем власти могут только проиграть. Ведь общественные организации играют важную роль в снижении конфликтных ситуаций при разработке новых идей. Кроме того, в развитых странах НГО выполняют кадровую функцию: через работу в общественных организациях проходят многие чиновники. Для нашей страны как кадровая, так и проблема нехватки новых идей уже весьма актуальны. Нужно ли ждать возникновения конфликта, чтобы власти изменили свой подход?

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Вадим МОЖЕЙКО

Уличное искусство: заокеанские примеры

Иногда монотонная реальность Беларуси затягивает настолько, что привыкаешь к различным абсурдным решениям. Например, история, когда граффити-портрет Василия Быкова коммунальщики закрасили из-за отсутствия согласования работы художников с местными чиновниками, многими была воспринята не без доли цинизма: мол, сами виноваты, не согласовали заранее – вот и получайте свои штрафы да уничтожение творчества.

Чтобы встряхнуться, переосмыслить происходящее и осознать, за что на самом деле надо штрафовать, белорусам будет полезно обратиться к изучению заокеанского опыта. Так, недавно американский суд признал виновным Дэвида Уильяма Нолла, который закрасил два граффити всемирно известного уличного художника Бэнкси, размещенные на стене гаража в городе Парк-сити, штат Юта. Если вандал до 17 ноября не возместит ущерб, оцененный судом в скромные $13 тыс. (коммерческая стоимость подобных работ Бэнкси оценивается в десятки раз выше), то обвинитель будет настаивать на тюремном заключении.

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

И это уже не первый случай: ранее Дэвид Уильям Нолл за аналогичное преступление получил пять месяцев тюрьмы условно. Тогда пострадали работы того же Бэнкси «Девочка на качелях» и «Писающая собака» в Лос-Анджелесе.

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Пока в Беларуси не научатся разбираться, где – искусство, а где – вандализм, вместо своих Бэнкси у нас будут только свои работники ЖКХ с ведрами белой краски. 

Еженедельный аналитический мониторинг «Беларусь без крайностей»

Василий КОРФ

Бояться несчастья – и счастья не видать

Однажды наступает время, когда каждый человек задумывается о том, удовлетворен ли он своей жизнью, все ли его устраивает? Интересно, а что думают об этом целые страны и народы? На днях американский социологический институт Gallup и компания Healthways опубликовали Глобальный индекс благосостояния, который показывает удовлетворенность населения разных стран мира своей жизнью.

Исследование проводится ежегодно. В его основе лежит субъективная оценка жителей своего благосостояния согласно пяти показателям: степень самореализации, социальное и материальное благосостояние, здоровье, а также удовлетворенность местом жительства и его населением.

В среднем белорусы оказались далеки от тех счастливых людей, что смотрят на нас с рекламных щитов «За Беларусь!». Жизнь в этой стране часто подбрасывает нам сюрпризы, и далеко не всех они устраивают. Однако, хотя мы и не попали в число топ-стран, до дна списка мы также не достали.

Что касается цифр, то лишь 13% населения Беларуси чувствует высокую удовлетворенность по крайней мере тремя параметрами благосостояния. По этому показателю мы находимся на одном уровне с Чехией, Анголой, Малави и Конго. Как ни странно, достаточно много наших сограждан удовлетворены собственным финансовым положением – таких социологи насчитали 27%. А вот своими физическими кондициями довольны только 11%.

Лидерами же рейтинга стали Панама (61%), Коста-Рика (44%) и Дания (40%). В явных аутсайдерах – Сирия и Афганистан. Но не спешите бросать все и переезжать на Карибы. Как отмечают авторы исследования, на результаты оказывают влияние не столько объективные показатели, сколько особенности менталитета.

Так что белорус в Панаме, скорее всего, будет чувствовать себя так же, как и на родине.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.