Прислать новость
  • 24 °C
    Погода в Бресте

    24 °C

  • 2.5833
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5833
    EURO3.0555
    100 RUB3.3978

Лукашенко страхуется от белорусского Майдана

107 27.02.2014 12:30

Белорусские парламентарии готовятся принять закон «О военном положении» в новой редакции. Эксперты отмечают его очевидную репрессивность, а также желание властей застраховаться от белорусского Майдана.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О военном положении» был внесен в Палату представителей в декабре минувшего года. Разработчиком законопроекта является Министерство обороны. Вероятно, закон будет принят к концу года – на осенней сессии Палаты представителей.

Права и свободы граждан будут больше ограничены

Реклама

Если сравнить старую и новую редакции закона «О военном положении», то первое, что бросается в глаза, – это изменение понятия «военная угроза». Оно дополнено массовыми беспорядками, которые на территории Беларуси могут чинить другие государства, экстремистские, сепаратистские движения и пр. против суверенитета Беларуси.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зыгмунд Валевач отрицает всякую связь новой редакции закона «О военном положении» с событиями в Украине. По его словам, просто сейчас возникла необходимость «уточнить закон, как всё в нашей жизни».

«Есть понятие «чрезвычайное положение», которое говорит о ситуации внутри республики, как это было в Украине. Должны были его там ввести или нет, этого я не знаю. Что касается понятия «военное положение», то здесь речь идет о военной угрозе извне или нападении на страну. Это несколько разные вещи», – объясняет депутат.

Реклама

Он увязывает дополнение термина «военная угроза» массовыми беспорядками с реализацией концепции национальной безопасности.

«Если внимательно читать концепцию национальной безопасности, то там есть такое понятие, как «внутренние угрозы через внешние источники», когда действия внутренних сил в стране вызываются силами извне», – говорит Зыгмунд Валевач.

В качестве примера он приводит более сильное воздействие иностранных государств на ситуацию в стране, чем это было в Украине, «вплоть до поставки оружия» и т. д.

По законопроекту, в отношении прав и свобод граждан вводятся дополнительные ограничения. В частности, компетентные органы получают право без санкции прокурора осуществлять прослушивание и запись переговоров, осмотр почтовых и иных отправлений, телеграмм, обыск, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей и документов, транспортных средств и провозимых на них вещей, осмотр помещений.

Кроме того, ограничиваются либо приостанавливаются банковские операции, а запрет на въезд и выезд из страны может касаться не только иностранцев.

В период военного положения также запрещено создавать новые политические партии, общественные объединения.

Реклама

«Почему потребовалось акцентировать внимание на этом вопросе, непонятно. Тем более в стране, где даже в мирное время создание политических партий и так фактически под запретом, а общественные объединения регистрируются с огромным трудом», – отмечает руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.

Очевидная репрессивность по отношению к СМИ

Эксперт также обращает внимание на очевидную репрессивность законопроекта в отношении СМИ. Проект предусматривает, что в период военного положения запрещается работа СМИ, за исключением указанных в перечне, определяемом Министерством информации.

«Дело в том, что там в одном месте есть запрещение, а в другом приостановление. Мы пытаемся сейчас как раз таки это всё увязать. Но вы же понимаете, о чем идет речь. Могут быть различные средства массовой информации. Как мы говорим, независимые, оппозиционные и т.д. Но если военное положение, то тут идет в этом плане, конечно же, ограничение, потому что военный период, как говорится, это особая острота. Всякая информация, что-то передергивающая и выдергивающая, её трудно на ходу-то и проверить», – отмечает Зыгмунд Валевач.

Для Андрея Поротникова эта норма представляется избыточной.

«В условиях предварительной цензуры закрытие СМИ только будет подстегивать рост недоверия к оставшимся, и подстегивает распространение слухов как основного источника информации для населения. Кроме того, не прописаны основания для попадания в перечень неприкасаемых СМИ. Фактически речь идет об узаконивании ведомственного произвола. Запрет на деятельность юридического или физического лица является наказанием, которое в данном случае будет применяться произвольно, безосновательно и при отсутствии виновных действий», – считает Андрей Поротников.

Приостановление, ограничение деятельности может также применяться и к издателям, изготовителям и распространителям печатных изданий за исключением тех, кто включен в защищенные списки Мининформа. Более того, министерство формирует отдельный список СМИ, издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий, чьи лицензии на деятельность аннулируются. Без всяких судебных актов или совершения ими проступков, автоматически.

По словам Андрея Поротникова, проект закона фактически подтверждает тезисы об ослаблении правящего режима: сильной власти, пользующейся народной поддержкой и доверием, запреты на деятельности СМИ и распространение информации не нужны.

«Фактически приходится признать, что, оказавшись идейным банкротом и продемонстрировав неспособность контролировать национальное информационное поле, власть признала свою неготовность в кризисной ситуации вести эффективную информационную борьбу. И пошла по советскому пути – запреты и ликвидации. В общем-то, дорога эта для нас известная. Прежде всего в силу своей тупиковости», – отмечает эксперт.

Военные смогут стрелять на поражение

Отдельной статьей в законопроекте прописано право военнослужащих и сотрудников военизированных организаций на применение оружия, боевой и специальной техники.

При этом военнослужащие и сотрудники военизированных организаций, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, не несут ответственности за вред, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением (использованием) оружия в предусмотренных законодательством случаях, если:

– ими не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление;

– он действовал во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданного в установленном порядке, за исключением совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;

– он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости.

Военный обозреватель Александр Алесин связывает появлением этих мер в проекте закона с событиями в Украине. По его словам, закон был ранее не прописан в деталях, поскольку введение военного положения в Беларуси представлялось гипотетическим.

«Исходя из событий в Украине, решили, что при определенной ситуации в Беларуси может быть введено военное положение и возникнет необходимость в применении оружия. Хотя бы для самообороны», – говорит эксперт.

Он напоминает, что Александр Лукашенко неоднократно заявлял о готовности использовать вооруженные силы для стабилизации внутри страны. Хотя, по мнению эксперта, новый законопроект носит в первую очередь превентивный характер.

«Потенциальные нарушители общественного спокойствия, потенциальные оппозиционеры и т. п. должны знать, что в случае ситуации, аналогичной в Украине, военнослужащие получат право применять оружие с ведома своих непосредственных командиров. У них будет юридическое обоснование для этого», – отмечает военный обозреватель.

Читать полностью: http://naviny.by/rubrics/politic/2014/02/24/ic_articles_112_184697/

 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.