Прислать новость
  • 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.4824
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4824
    EURO2.5908
    100 RUB3.9373

Монумент на Советской: Доска Почета или памятник истории?

02.04.2009 14:51

История эта началась летом 2007 года с газетной публикации под названием «Ангел в городе», которая представила горожанам 5 проектов памятника 1000-летию Бреста.

   Стеклянная пирамида, раскручивающаяся кверху спираль, наподобие «парижского и брюссельского образцов», а также скульптурная картинка городской жизни у мостика с прудом имели соответствующие фотографии. Были описаны и еще два варианта, «за основу которых взят монумент Екатерины Великой в Петербурге».

   Первый из них – на постаменте главная фигура «возможно, Витовта», ярусом ниже – галерея фигур поменьше (персоны не названы). Второй – в двух вариациях – вверху ангел или игумен Афанасий, внизу – бронзовые рукописи с датами (конкретно даты не определены). Соответствующее «возможно, Витовту» фото есть, но на оставшейся пятой фотографии ни ангела, ни св. Афанасия не было видно.

Реклама

   Пирамида и спираль сошли с дистанции уже на начальном этапе. Авторы этих творений так и остались неизвестными, во всяком случае, для меня. На основании этого можно предположить, что так называемый конкурс был, мягко говоря, условным. Читателям тем не менее было предложено голосовать. Вероятно, для того, чтобы создать у общественности видимость участия в процессе.

   Из следующего газетного материала я узнал, что в финал конкурса вышли 2 варианта: «мостик» и «возможно, Витовт». Позже стал известен автор проектов-финалистов – А.Павлючук. Выяснилось также, что горожане выбрали «мостик», но организаторы эпопеи предпочли образец покруче. Т. е. мнение народа таковым и осталось. И не более. Теперь об этом даже не вспоминают.

   Витовта, однако, не утвердили, ему пришлось опуститься на ступеньку ниже. Другую историческую личность выбирать не стали, а на вершине постамента появились Божия Матерь и купец. Именно они, как выяснилось, и были на 5-м фото в первой публикации о конкурсе. Был обнародован и список персон для воплощения в скульптурах второго плана (Владимир Василькович, Витовт, Ягайло, Радзивилл Черный, Евстафий Волович, Лев Сапега, Карл Опперман и Юлиан Урсын Немцевич). А в тексте вновь упомянут памятник Екатерине II как образец для Брестского монумента.

   Петербургский шедевр действительно хорош: Екатерина представлена в величественной позе, облаченная в длинную, ниспадающую тяжелыми складками мантию-порфиру. В правой руке она держит скипетр, а в левой – лавровый венок. У основания статуи императрицы расположены фигуры ярких деятелей ее эпохи. Монумент был установлен в тогдашней столице. Лишь здесь он выглядит уместным.

   И было это не в XXI веке, а в 1873 году, когда распада империи еще ничто не предвещало. Идея здесь проста и понятна: возвеличив императрицу и ее соратников, на века восславить империю. Но Брест не Питер. Он столько потерпел из-за своего пограничного положения и от притязавших на него соседних государств… И, на мой взгляд, к нашему городу имперская идея не может быть применима.

   Но инициаторы проекта памятника такую возможность не просто нашли, но и упорно свое предложение продвигали, нисколько не стесняясь таких вот слов: «Идея из Питера, разница в деталях». Еще одна «глубокая мысль» в оправдание выбора персон для композиции стала штампом газетных полос – «имеет отношение к истории» Бреста. Хотя под это определение можно при желании подвести уйму как достойных памятника личностей, так и заслуживающих порицания и забвения особ.

   Может, я что-то и не разглядел в идейном багаже столь грандиозного начинания, но, на мой взгляд, ни богатством, ни оригинальностью он явно не отличается. Вызывает сомнения и сам процесс организации так называемого конкурса. В моем понимании он должен выглядеть так: несколько проектантов и одно жюри, специально созданное для оценки их предложений.

   Этим дело заканчивается, а отбор проекта для реализации осуществляют организаторы конкурса с привлечением общественности и других заинтересованных сторон. У нас же один скульптор на протяжении полутора лет предъявил многим инстанциям как минимум 3 разных проекта. В соответствии с их замечаниями многократно вносились изменения (как теперь быть с авторством?).

   А уверенности в том, что мы сегодня имеем окончательный вариант, до сих пор нет. Как написала в марте одна из республиканских газет, на заседании Республиканского художественно-экспертного совета вновь были выявлены «шматлiкiя супярэчнасцi i недакладнасцi твора Аляксея Паўлючука», которые было предложено устранить.

Реклама

   Суть происходивших с памятником процессов можно выразить примерно так: гибридизация исходных проектов, исправление недостатков композиции и селекция персон второго плана. В первый отсев попал Карл Опперман – строитель крепости и нового Брест-Литовска, имеющий самое непосредственное отношение к истории города.

   Фигуру преподобного Афанасия поставили было рядом с Ягайло и Витовтом, не подумав о том, что православный мученик наверняка считал и короля, и князя вероотступниками и клятвопреступниками. Такой унии в масштабах памятника он, скорее всего, воспротивился бы. Его, кстати, позже от такого соседства освободили, вспомнив, что памятник св. Афанасию уже есть. И фигур стало на одну меньше. Затем, после того как король Владислав II по настоянию представителей Брестской православной епархии «сошел с пьедестала», их осталось шесть.

   В итоговом варианте ниже главного образа (теперь ангела-хранителя), было решено разместить фигуры князя Владимира Васильковича, Великого князя Литовского Витовта, канцлера Литвы Радзивилла Черного и трех наших современников. Объяснять же народу смысл этого странного сочетания символа небесного и земных созданий не потрудились.

   И я не стану пытаться искать здесь тайную мудрость, которой, скорее всего, и нет. Имперская идея в результате таких «рацпредложений» тоже заметно потускнела. Здесь уместно вспомнить, что вначале был утвержден вариант, где на постаменте стоял Витовт, а внизу когорта деятелей ВКЛ и Речи Посполитой.

   В процессе прохождения инстанций и эта идея «полиняла». Мог вообще приключиться курьез. Упоминавшийся выше вариант с Витовтом, который без Оппермана вполне можно назвать памятником ВКЛ и Речи Посполитой, оказался воплощением идеи, заимствованной у памятника Екатерине II, при участии которой Речь Посполитая прекратила свое существование.

   Есть еще одна важная, на мой взгляд, проблема, о которой не говорилось, – календарь памятных дат Брестской истории для монумента. Среди них есть одна, которую не обойти: 15 октября 1942 года – день трагической гибели практически половины населения Бреста. Если ее не включать в календарь, то монумент с датами не будет отражать реалий истории.

   Но если она будет вписана, то как объяснять наличие упоминания о столь скорбном событии под сенью крыльев ангела-хранителя. Не досмотрел? Или в 42-м его у Бреста еще не было? А ведь любой ребенок, взрослый горожанин или турист могут задать подобные вопросы. Это, конечно, далеко не все, что можно высказать в упрек организаторам затеи с памятником, но, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы признать: блин получается комом.

   Можно, конечно, с помощью консультантов, которые и так уже внесли изрядный вклад, навести внешний лоск: улучшить пропорции, проработать детали, изготовить отличные формы для литья, отполировать бронзу и гранит. Но все равно это будет убогий плагиат без цементирующей идеи, без достойного назидания потомкам, к Бресту имеющий весьма отдаленное отношение.

   И выбор персон, вокруг которых сломано столько копий, здесь, в общем-то, принципиального значения уже не имеет. Виной всему нелепая затея создать единую Доску почета 1000-летней истории города, а кандидатов для нее оценивать мерками сегодняшней власти. Удовлетворительного решения такая задача просто не имеет.

   Так не разумнее ли будет остановиться, смирив свою гордыню? Вспомнить, что отрицательный результат тоже результат. Заплатить отступные скульптору и начать все заново.

   Сформулировать свою, брестскую, идею. Создать авторитетное жюри. Провести нормальный конкурс. Обнародовать и обсудить проекты-победители. Отобрать один из них и соорудить памятник к знаменательной дате. Ведь, как правило, день рождения раньше срока не отмечают. И с юбилеем города спешить резона нет.

   Во все времена власть считала себя и проницательной, и дальновидной. Но всегда ли ей удавалось ясно видеть такую малость, как день до вечера? Как бы и в нашем случае не вышло по пословице: «Поспешишь – людей насмешишь».

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.