Прислать новость
  • -4 °C
    Погода в Бресте

    -4 °C

  • 3.864
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5435
    EURO2.8701
    100 RUB3.455

Нельзя так просто взять и перекрыть. Что будет с белорусской экономикой, если закрыть польскую границу и транзит газа?

920 14.11.2021 20:11 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото

Беларусь благодаря географическому положению всегда позиционировала себя как транзитная страна. Что повлечет за собой остановка транспортных потоков?

Министр внутренних дел Польши Мариуш Каминьский заявил, что страна может перекрыть наземные пограничные переходы и даже железнодорожное движение через свои границы. Еще раньше Лукашенко угрожал в ответ на санкции перекрыть транзит газа по территории Беларуси. Насколько вероятны эти угрозы и какие последствия могут быть для отечественной экономики, одно из заблокированных СМИ спросило у экономистов. 

Как на нас отразится перекрытие польской границы?

Реклама

«Беларусь всегда использовала свое географическое положение и позиционировала себя как удобную транзитную страну, — комментирует академический директор центра экономических исследований BEROC (Киев) Катерина Борнукова. — У нас активно развивался и транспорт, и логистика.

Катерина Борнукова
Катерина Борнукова

Мы даже в кризисный прошлый год, когда из-за коронавируса много транспортных потоков остановилось, заработали 1,8 млрд долларов на чистом экспорте транспортных услуг (экспорт минус импорт). Это существенная сумма, сравнимая с той жа нефтепереработкой. А в плане ВВП так и больше, потому что речь идет и про трубопроводный экспорт тоже. Это 4-5% ВВП (от 2,4 млрд долларов).

Если будет перекрыто транспортное соединение, то нас ждут еще и имиджевые потери, если еще об этом можно говорить для Беларуси.

Читайте также: Белорусский политический режим меняет образ «миротворца» на роль «войнотворца». Чем это грозит всем нам?

Взять ситуацию с тем же Китаем. Мы всегда убеждали китайских партнеров: продукцию предприятий, которые вы построите в Беларуси, будет всегда удобно продавать и в Европу, и в Россию.

Также позиционировали себя как страну, которая как раз оказывает логистические услуги. Тот же «Великий Камень» строился с этим представлением. И в целом Беларусь претендовала на большую существенную роль в китайской инициативе «Один пояс — один путь».   

Из-за ситуации в Беларуси мы и так уже видим снижение инициативы от Китая. И долги они перестали рефинансировать, и приток инвестиций не такой, как мы рассчитывали. Потому что раньше всегда был рост.

Тем не менее, если сейчас случится еще вот такая ситуация, если мы перекроем потоки китайских и российских товаров в ЕС и, наоборот, товаров из ЕС в Россию и Китай, если из-за нас будет более сложный транзитный путь, то это испортит нам и с Китаем взаимоотношения. 

А у нас, если вы помните, чуть ли не вся экономическая стратегия завязана на том, что мы больше будем дружить с Китаем и другими «странами дальней дуги».

Реклама

Они там и технологии дадут, и экспортные рынки, и все у нас будет хорошо и чудесно без этих европейцев.

Поэтому, если граница с Польшей закроется, то и в краткосрочной перспективе это потери огромного количества экспортной выручки и ВВП, работы для многих белорусских компаний. Среди них очень много и частных, и их проблемы правительство не настолько напрямую ощущает. Он любит частников игнорировать. С другой стороны и государственные компании тоже будут нести потери. Это довольно серьезная угроза. 

Ситуация и для Польши будет не очень приятной, но учитывая обстоятельства, реальность этого решения не кажется такой уж невероятной, как казалось несколько месяцев назад».

Читайте также: Политолог – о мыслях Лукашенко: «Запад и Россия, отвяжитесь со своими претензиями, заплатите за свое спокойствие и мир»

«Для Беларуси важна и поставка белорусских товаров в саму Польшу, так важен и транзит, — отмечает старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.

— Если говорить о транзите, то всего на транспортных услугах Беларусь заработала больше 3 млрд долларов.

Вадим Иосуб. Источник фото: https://director.by/

При этом большая часть транспортных услуг — это транзит из Европы в Россию и Китай, и в обратном направлении. Соответственно, тут может идти речь о потерях, которые можно оценить в 1-2 млрд долларов на протяжении года.

Через границу ЕС и Беларуси идет огромный транзит, огромный поток с востока на запад. Учитывая пропускную способность этого направления, альтернатив не так много. Этот грузопоток, как автомобильный, так и железнодорожный, тяжело пустить через Украину или страны Балтии.

Если представить, что Польша исполнит свое обещание, то это потери не только для Беларуси. Это будут огромные потери для ЕС, России и Китая. Поэтому закрытие границ не выглядит достаточно вероятным. 

Теоретически Россия будет давить на Беларусь, если эти меры будут введены. Но, если все будут исходить из того, что это маловероятный сценарий и ничего в реальности не произойдет, то не факт, что Россия будет на что-то давить».

Что будет, если в ответ Лукашенко перекроет транзит газа?

В ответ на санкции со стороны ЕС Александр Лукашенко в четверг заявил, что тоже может перекрыть грузопоток. Более того, он пригрозил, что перекроет транзит газа через газопровод «Ямал-Европа». Напомним, белорусский участок газопровода принадлежит российскому «Газпрому». Компания уже заявила, что гарантирует исполнение своих обязательств перед странами, которые заключили с ней договор.

Читайте также: Лукашенко: «Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда?»

Владимир Путин заявил, что впервые слышит о таких настроениях Лукашенко. Он добавил, что Лукашенко ни разу не упоминал в разговорах об этом. «Хотя он может», — оценил вероятность такого сценария Путин и отметил: технически Беларусь имеет такую возможность.  

«Заявление о перекрытии газа выглядит довольно смешно, учитывая, что 30 октября транзит газа по этому газопроводу был остановлен, — считает Катерина Борнукова. — Его только недавно на днях возобновили в небольшом объеме. И насколько он будет нужен, особенно если окончательно заработает «Северный поток-2», абсолютно непонятно. 

Тот же «Газпром» сейчас всеми силами пытается доказать европейским партнерам, что это не он стоит за газовым кризисом в Европе, наоборот пытается этот кризис решить. И тут такие заявления.

Мы уже видели в прошлом году, как Беларусь самовольно распоряжалась  собственностью «Газпрома» — «Белгазпромбанком». Поэтому я не исключала вероятности, что трубу могут перекрыть даже без согласования с «Газпромом». Но ирония в том, что для Европы сейчас в этом нет ничего страшного. 

Транзит, который идет через белорусскую трубу, теперь больше значит для самой Беларуси как источник дохода в бюджет: Россия платит за то, что газ перемещается по нашей территории». 

«Если вспомнить, что речь идет о российском газе и российской трубе, то перекрытие транзита в таком случае выглядит как объявление экономической войны России, — отмечает Вадим Иосуб. — Мне кажется это маловероятным, учитывая, что Россия — это единственный союзник». 

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.