• 26 °C
    Погода в Бресте

    26 °C

  • 2.0632
    Курс валюты в Бресте
    USD2.0632
    EURO2.3145
    100 RUB3.2091

Чем обрабатывают белорусские дороги зимой и как от этого защитить ботинки

150 09.01.2019 15:56 Фото носит иллюстративный характер. Источник: https://piniolo.ru/

Середина января, а новые кожаные сапоги выглядят так, будто вы в них прошли тысячи километров по обочине шоссе?

Ситуация знакомая каждому горожанину в наше время, пишет zviazda.by. Чем так щедро обрабатывают дороги и как от этого защитить свой обувь, рассказал химик, старший преподаватель кафедры аналитической химии химфака БГУ Виталий Кондров.

«Пользоваться антигололедными смесями начали в Советском Союзе еще в далекие 50-60-е годы. Пришла эта практика к нам из скандинавских стран, где зимы хоть и мягкие, но довольно продолжительные. В середине ХХ века в Москве, Киеве, Минске асфальт посыпали в умеренных количествах хлоридом натрия — обычной кухонной солью (ее еще называют галитом) или песчано-соляными смесями. Тогда как в северных регионах, где температура воздуха в несколько раз ниже и постоянно свирепствует мороз, приходилось использовать эти же реагенты в больших количествах или «атаковать» лед хлоридом кальция. Он дороже, но более эффективен при низких температурах. А песчано-соляная смесь в воде замерзает всего при минус 2-6 градусах, – начинает с исторического экскурса ученый. Сегодня в Беларуси нет единой схемы борьбы со «снежно-ледовой» проблемой на дорогах. Каждая организация закупает реагенты, отталкиваясь от своих финансовых возможностей. Дорожные и коммунальные службы, в основном, продолжают использовать «песок-соль». Дешевле всего, и «лучше ничего не придумали».

Так, на первого января на обработку столичных дворов сотрудники ЖКХ потратили чуть более тысячи тонн песчано-соляной смеси.

«За день идет приблизительно 40-50 тонн. Цифра большая, однако соответствию составляющих смеси зависит от погоды. Оптимальная концентрация соли – около 30 процентов. Этого достаточно, чтобы снизить скольжение на тротуарах и дорожках внутри дворов», – рассказала ведущий инженер отдела благоустройства городской жилищно-коммунального хозяйства Юлия Сидорович.

Однако, по мнению Виталия Кондрова, галит не самый лучший вариант для наших дорог.

Читайте также: Если вы пропустили, показываем, как выглядел первый в 2019 году снег в Бресте (фоторепортаж)

«Если температура воздуха варьируется от плюс до минус пяти, как в этом декабре, — можно смело обрабатывать дороги солью. Но январь – февраль обычно приносят нам неожиданные ночные морозы. Представим ситуацию: днем мы посыпали песчано-соляную смесь, она превратила снег и лед в жидкость, которая стекла с дорог и в том числе попала в асфальт – через микротрещины и дырочки. А в ночь ударили 10-15-градусные морозы. Вспоминаем школьный курс химии. Вода при замерзании расширяется в объемах почти на 10 процентов. А вместе с ней «разъезжается» дорожное покрытие. Из-за этого мы и имеем весной печальную картину: вместе со снегом и солью уходит асфальт. Поэтому лучше брать смеси с хлоридом кальция. Перепады температур им не страшны. Другой вариант – насыщать песчано-соляную смесь изопропиловым спиртом. Он при статьях с водой понижает ее температуру замерзания до минус 40 (например, если водку в морозилку поставить, ничего с ней не произойдет), объясняет химик. – Нельзя забывать и про экологию. Соль «топит» снег, после этот раствор стекает в городские коллекторы или уходит в почвенный слой, который находится рядом с асфальтом. Хлорид натрия на наших дорогах – это отходы производства кухонной соли. По сути, самой соли там 90-95 процентов, остальное – тяжелые металлы, сульфаты и прочее. Они активно связываются с гуминовыми кислотами -основным компонентом почвы и задерживаются на поверхности. После попадают в растения и буквально уничтожают их. Конечно, это может произойти не после разовой обработки дороги. Коммунальные и дорожные службы действительно не превышают нормы, но аккумулятивный эффект никто не отменял.

Читайте также: Фоторепортаж из зимнего Брестского парка культуры и отдыха

Понятно, что совсем от химии на дорогах отказаться невозможно. Но минимизировать ее объемы – реально.

«Коллеги из Московского госуниверситета рассказывали, что у них уже несколько лет посыпают тротуары гранитной крошкой. Мелкие крупицы впиваются в снег и лед, тем самым делают поверхность шероховатой. Никакой соленой слякоти под ногами — а значит, обувь останется целым и животные смогут без боязни ходить по улицам. Когда же снег начнет уходить, гранитная крошка просто осядет на асфальт и плитку. Ее можно смести, а после повторно использовать следующей зимой. Вот вам и экономическая эффективность. Тем более что в Беларуси есть свое предприятие по добыче гранита. Экологичность этого способа подтверждают ученые. Кусты рядом с тротуарами, посыпанные гранитной крошкой, здоровее, чем те, что терпят от «соляных поливаний».

Обувь из натуральной гладкой кожи портится от галита еще быстрее, чем деревья.

«Кожа имеет поры. Именно в них попадает соляной раствор, который при высыхании проявляется белыми пятнами. Чтобы этого не допустить, необходимо перед каждым выходом на улицу обрабатывать сапоги водоотталкивающими средствами. Такие кремы, как правило, содержащих высокомолекулярные продукты переработки нефти. Вместе с тем одним обработкой не обойтись. Возвращаясь домой, обязательно пройдитесь по сапогам влажной тряпочкой. А вот от обуви из нубука или замши зимой лучше вообще отказаться, – советует Виталий Кондров. – Эти материалы от соли защитить довольно трудно. Белые разводы на них неизбежны. Страдают зимой от соли и собачки. Для их хозяев выход один — маленьких питомцев выносить на прогулку в парк на руках, больших «обувать», как себя.

Читайте также: В ОСВОД рассказали, где на Брестчине можно выходить на лед, а где за это можно получить штраф

Некоторые любят вспомнить давние времена, когда обувь служила не один сезон, а 5-10 лет. И в таком случае задаются вопросом: а может, на дороги не только соль сыплют, раз она так разъедает даже натуральную кожу? Химик эти сомнения развеивает:

«Во-первых, старшее поколение со своей обуви пылинки сдувала и никогда не пренебрегала элементарными правилами ухода. Люди раньше больше ценили вещи. Во-вторых, вспомните, какой тогда была кожа. Жесткая, твердая. Сегодня ни одна девушка на такую обувь даже не посмотрела бы – это же был почти аналог кирзовых ботинок. Современным модницам подавай изысканные сапожки из мягких материалов, а они, к сожалению, прочностью не выделяются».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: