• 20 °C
    Погода в Бресте

    20 °C

  • 2.0884
    Курс валюты в Бресте
    USD2.0884
    EURO2.4436
    100 RUB3.1453

Учитель в Беларуси – далеко не самая обиженная профессия

538 23.10.2017 10:00

Ирина ШАТИЛО,

корреспондент

Обсудить
Только недавно в Беларуси улеглись страсти по поводу петиции в защиту учителей. А мне она до сих пор не дает покоя.

Напомню, 11 сентября в интернете появилась петиция в защиту учителей. Ее авторы (между прочим, ни разу не учителя) назвали белорусских педагогов одними из самых несчастных людей в Синеокой. Дескать, мало того что они получают мизерную зарплату, так еще и условия труда у них зверские: приходится выполнять кучу дополнительных обязанностей, тащить домой работу (имеются в виду тетради и планы), каждый год привыкать к нововведениям в образовании (смена учебников, программ и так далее). Посему петиционеры требовали предоставить учителям разные жизненные блага, в том числе, добавить к их ежегодному 56-дневному отпуску еще с десяток деньков.

В итоге в интернете разгорелся спор между сторонниками петиции и противниками. Аргументы «за» и «против» были разные, но пришло время высказать и мне свое мнение.

Чтобы добавить веса своим словам, скажу: по образованию я тоже педагог. На старших курсах проходила практику в двух разных школах Бреста, два лета подряд отработала в детском оздоровительном лагере, где коллектив был в большей массе учительский. После университета два года работала в школе в районном центре сначала воспитателем в продленке, а затем учителем иностранного языка. До сих пор в кругу моего общения немало педагогов. Так что говорить буду со знанием дела…

Основная моя мысль такова: учитель в Беларуси далеко не самая обиженная профессия. Наряду с остальными она имеет ряд преимуществ, а недостатки, которые указаны в петиции, мне кажутся во многом надуманными либо сфабрикованными не самой профессией, а складом характера конкретных ее представителей.

Сомневаюсь, что многие из них перешли бы трудиться в другую сферу на 40-часовую рабочую неделю с 24-дневным отпуском.

Давайте разберем по порядку. Заполнение отчетностей и различных бумаг присутствует практически в любой работе. Учителя в этом не одиноки. Составление плана работы, набрасывание идей, разработка стратегий, анализ – неотъемлемая часть любой «думающей» профессии. При этом никто не отменяет основных обязанностей специалистов. Например, маркетологов, менеджеров, журналистов…

Ставка учителя – что-то около 20 часов в неделю. По законодательству их рабочая неделя составляет 36 часов. То есть на составление планов, проверку тетрадей и заполнение документов есть еще около 16 часов в неделю. При этом учитель сам выбирает, когда ему отработать эти часы (за исключением совещаний и конкретных мероприятий) – до работы, после, ночью или в выходные. Не успевает за эти 16 часов? Тогда, мне кажется, здесь есть проблемы с самоорганизацией. При этом, прошу заметить, представители других профессий работают, в основном, около 40 часов. От 4 часов учителей освободили, видимо, за сложность труда, которой нет у работяг на заводе, продавцов и у представителей других профессий.

Бедные учителя не успевают за сменой программ и учебников? Скажите, а как бы вы назвали юриста, который не успевает за поправками в законы, или редактора газеты, который не следит за новостями и тенденциями в сфере СМИ?

Что еще? Ах да… Маленькая зарплата! Я не знаю, откуда взялась эта легенда. Зато я знаю поваров, инженеров, секретарей-референтов, рекламных агентов и много других специалистов, которые зарабатывают меньше, чем учителя. Проблема в целом с уровнем доходов населения, а не конкретно с учительскими зарплатами.

Я просто хочу, чтобы учителя, наконец, научились гордиться своей работой и начали видеть в ней гораздо больше плюсов, чем минусов. Давайте будем честны, ведь мало кто из них готов перейти в другую сферу на 40-часовую рабочую неделю с 24-дневным отпуском.

 

Материалы по теме:

«Учитель – это переходник, который преобразует напряжение»

Круглый стол ко Дню знаний. «Есть в школе проблемы, которые нужно обсуждать»

Каким должен быть современный учитель? Мнения педагогов, школьников и родителей

Дискуссионный клуб «БГ»: «Поступление в вуз — в одной плоскости, а школьная программа – в другой»

Комментарии