• 0 °C
    Погода в Бресте

    0 °C

  • 2.5846
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5846
    EURO2.7943
    100 RUB3.3569

Татьяна ГАПЕЕВА: Мане по-венециански

62 11.07.2013 11:45

Во время недавнего путешествия по Италии мне посчастливилось заглянуть на выставку «Мане: Возвращение в Венецию», которая проходит в залах величественного Дворца дожей. Около 80 живописных работ, эскизов и гравюр французского импрессиониста, предоставленных парижским музеем д’Орсе и другими музеями, а также полсотни полотен итальянских художников эпохи Возрождения пробудут в Венеции до 18 августа. Приобщиться к шедеврам мировой живописи можно, купив билет за 13 евро, что сопоставимо со стоимостью скромного обеда в кафе.

Выставка призвана доказать, что наряду с испанскими живописцами на формирование творческого стиля Эдуарда Мане оказали влияние мастера итальянского Ренессанса, работы которых художник изучал, интерпретировал и цитировал. Живописец дважды бывал в Италии, провел в Венеции около трех недель. Знакомство с полотнами Тициана, Рафаэля, Тинторетто наполнило его работы итальянскими мотивами и повлияло на тематику и композицию картин.

Особенно хорошо это прослеживается при сопоставлении работ, подобранных кураторами выставки. Так, в религиозной композиции «Мертвый Христос с ангелами» имеются отсылки к картине «Мертвый Христос, поддерживаемый тремя ангелами» Антонелло да Мессина. В полотне «Бал-маскарад в парижской Опере» угадываются черты «Маскарада в Ридотто» кисти Франческо Гварди, а «Балкон» соседствует с «Двумя венецианками» Витторе Карпаччо. Представлены в экспозиции знаменитые «Лола из Валенсии», «Завтрак на траве», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя» и другие картины, останавливающие взгляд и захватывающие дыхание.

Реклама

Жемчужиной экспозиции стала «Олимпия». Для картины выставка – первое заграничное путешествие, ранее полотно не покидало пределов Франции.

Обратила я внимание и на литографии к французскому изданию стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон», небольшие картины «Лимон», «Белые пионы и садовые ножницы».

Однако безусловной жемчужиной экспозиции стала великолепная «Олимпия». Увидеть полотно в Венеции тем радостнее, что для «Олимпии» выставка стала первым заграничным путешествием: ранее полотно не покидало пределов Франции. В зале Дворца дожей шедевр импрессионизма соседствует с «Венерой Урбинской» Тициана. Мане работал над копией итальянского полотна во время своего визита во Флоренцию. Шестью годами спустя родилась «Олимпия», которая послужила причиной крупного скандала в Парижском салоне 1865 года.

Реклама

Композиционно у картин много общего: обе они изображают обнаженных женщин, которые полулежат на подушках. На обеих – животные, но у ног красавицы Тициана спит щенок, символизирующий преданность, а рядом с Олимпией устроился ощетинившийся черный котенок. Взгляд Венеры полон эротизма, в глазах героини Мане читается небрежность.

Безусловно, говорить о двух шедеврах в категориях «лучше – хуже» некорректно, пусть они и располагаются по соседству. Однако мои субъективные предпочтения были отданы «Олимпии» как полотну, изображающему женскую фигуру реалистичной и десексуализированной. Олимпия не заигрывает со зрителем, ее формы не вписываются в идеалистические представления о женском теле, и вместе с тем хрупкая фигура излучает силу и уверенность. Вместо объекта любования она становится субъектом, женщиной, которая уверенно смотрит в глаза зрителю, не стесняясь своей наготы.

Сегодня «Олимпия» считается признанным шедевром, но изображений, которые, подобно ей, уходят от эротизации женщин, немного. И в том, что такая картина возникла полторы сотни лет назад, видится частичка гениальности Эдуарда Мане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.