Прислать новость
  • 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.6057
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6057
    EURO3.1662
    100 RUB3.5028

Марта МАРТЫНЮК: Анализируй все, или Зачем мы учимся, но не понимаем

58 24.04.2013 18:39

Контрольные срезы по аккредитации специальности в вузе лежали тяжелым камнем на душе у всех студентов, которым их предстояло пережить. Написав и получив средненькие, но не ужасающие результаты, я вместе со своей группой вздохнула спокойно. И снова, как после большинства экзаменов, мне показалось, что ночь перед испытанием зря была проведена в заучивании бесконечного количества дат и правил.

Хотя преподаватели без устали наставляют нас: «Это может быть в тесте, то может попасться на экзамене», мы часто учим в полруки. Неужели все студенты так ленивы? Знаю по себе: если дело мне интересно, да еще и полезно, буду с удовольствием им заниматься, пусть даже затрачу много усилий. Главное – понять, зачем я это делаю. Не для экзамена же. А для чего на самом деле нужны знания, полученные в процессе обучения, нам нередко просто не объясняют.

Однажды на лекции в университете преподаватель поделился с аудиторией пугающим наблюдением: студенты разучились анализировать. Восстанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, логически продумывать поступки – кажется, это то, чему не учат ни в школе, ни в университете и часто даже в семье об этом забывают. А наставник, который мотивирует потребность в получении знаний тем, что «такие вопросы будут на экзамене, а темы прописаны в учебной программе», только поощряет в антианалитичных молодых людях неумение думать. Ведь главное – уяснить, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Реклама

Проводить аналогии с реалиями можно, казалось бы, и в чисто теоретических дисциплинах, например, в языкознании. «Слова бывают многозначными, когда все значения объединяет общее смысловое зерно, и омонимичными, совпадающими лишь в звучании, а в семантике абсолютно разными. Так и семьи бывают многозначными, с общим центром-сердцевиной, или омонимичными, объединенными только по одному номинальному названию», – так некоторые преподаватели учат применять на практике полученные теоретические знания. Этот подход захватывает: ты начинаешь искать параллели в математике и любовных отношениях, в физике и сотрудничестве между людьми, в биологии и взаимодействии человека с человеком. Или между самими науками. Главное – уловить эту связь.

«Обучающемуся нужно не только давать пищу, но и объяснять, как над ней размышлять»

Мой хороший знакомый недавно установил для себя удивительно простое правило: делать исключительно то, что ему нравится, и не делать то, что претит его взглядам и внутренним порывам. Нет, он не инфантильный мальчик и не ярый нигилист. Просто в какой-то момент он понял, что нет никакой необходимости мириться с тем, что тебе навязывают. Главное – осознать, что тебе в жизни нужно и для чего.

Реклама

А для того чтобы осознать это, нужно научиться анализировать, планировать и немного прогнозировать. И когда мне говорят: «Выучи правила, потому что я буду спрашивать на экзамене», мне становится смешно и грустно одновременно. Пусть в прямые обязанности учителя не входит пункт «научить ребенка думать», но без подсказки со стороны взрослого в итоге вырастают студенты, которые, кое-как окончив вуз, пополняют ряды безработных.

Школьника или студента нужно подталкивать к анализу, не только дав ему пищу, но и объяснив, как над ней размышлять. Без анализа выше физиологической ступени в пирамиде потребностей по Маслоу не поднимешься. Ведь главное – это понять, что любая информация полезна лишь тогда, когда ты точно знаешь, зачем она нужна.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.