Прислать новость
  • 18 °C
    Погода в Бресте

    18 °C

  • 3.5664
    Курс валюты в Бресте
    USD3.5664
    EURO7.0634
    100 RUB8.4629

Брестчанин думал, что покупает товар в рассрочку, а оказалось, что попал на кредит… под 37%

05.08.2022 08:32 Фото носит иллюстративный характер. Источник фото

Беларусы нередко по своей наивности и невнимательности становятся жертвами не чистых на руку продавцов. Потом, попав в ловко расставленные торговлей сети, горько сожалеют.

Дмитрий решил воспользоваться советами знакомых и приобрести смартфон в рассрочку. Отправившись в один из магазинов по продаже мобильной техники, брестчанин выбрал приглянувшийся ему гаджет – Samsung Galaxy M12. На ценнике была указана стоимость товара: 529 рублей.

«Могу ли я купить его в рассрочку?» – поинтересовался Дмитрий у продавца-консультанта.

Реклама

«Да, конечно, – последовал ответ продавца. – Только оформим через банк, там будет небольшая переплата. Если на два года, месячный платеж составит около 25 рублей».

Прокрутив в голове весь сценарий предстоящих платежей, брестчанин решил, что это его вполне устраивает, и согласился. После чего продавец попросила дать ей полчаса для оформления рассрочки. Мужчина вышел и вернулся в магазин ровно через 30 минут, когда там уже находились другие покупатели. Продавец сообщила Дмитрию, что все готово и предложила ему поставить свою подпись в указанных местах на двух экземплярах кредитного договора. А также кратко пояснила, что оплачивать рассрочку можно будет как в магазине, так и в банке до 27-го числа каждого месяца.

Читайте также: Можно ли в Беларуси выжить на бюджет прожиточного минимума? Экономист: «Такую задачу государство не ставит»

Договор был напечатан мелким и довольно размытым шрифтом. Дабы не толпиться в маленьком магазинчике и не напрягать зрение, Дмитрий решил довериться продавцу. Он подумал, что внимательно прочтет документ дома, в более благоприятной обстановке и при хорошем освещении. Поставил автографы, еще раз бегло осмотрел покупку и ушел.

Однако зря он так сделал. Но что было – не вернешь. Прочитав договор дома, покупатель ужаснулся. Из документа следовало, что купил он телефон вовсе не в рассрочку с «небольшой переплатой», а в кредит под 37,5% процента годовых. Отдать банку за два года надо будет аж 918 рублей! А ежемесячный платеж составит 38 рублей 20 копеек.

Поняв, что совершил ошибку, Дмитрий на следующий день отправился в магазин и высказал намерение вернуть товар обратно. В качестве мотива так прямо и заявил: «Вы меня ввели в заблуждение. Это не рассрочка, а кредит, причем, на крайне невыгодных для меня условиях».

Однако продавец ответила брестчанину, что принять смартфон не сможет. Дескать, если он качественный, то относится к невозвратным товарам, согласно постановлению Совета Министров РБ № 778 от 14.06.2002*. Обратившись за разъяснениями к руководству торгового предприятия, Дмитрий указал причины, по котором он все же требует права на возврат купленного товара. Как считает покупатель, продавец-консультант четко не пояснила ему, что товар продается в кредит. Поскольку он обращался в магазин, а не в банк, продавец, по его мнению, обязана была детально объяснить условия продажи, тем более что договор составлен мелким шрифтом, крайне неудобным для чтения.

Читайте также: «Хочу оставить деньги на случай военных действий». Узнали у брестчан, что у них с отдыхом этим летом

Таким образом, магазин, по мнению брестчанина, не до конца выполнил свои обязанности по информированию покупателя. В результате он приобрел товар на совершенно иных условиях, нежели те, о которых рассказывала продавец. Вот только слова теперь к делу не пришьешь. А что написано пером?.. Впрочем, так ли уж безнадежна ситуация для Дмитрия? Мы решили спросить об этом у специалистов.

Реклама

Что такое рассрочка

Рассрочка – это оплата товара частями, когда покупка передается сразу, а оплата происходит в течение заранее оговоренного срока. В отличие от кредита при оформлении рассрочки проценты за покупателя платит магазин. Для покупателя рассрочка, безусловно, выгоднее кредита.

«Однако на практике все сложнее, – считает специалист по защите потребителей Ольга Андреева. – Кредит обычно выдается на большой срок, рассрочка, как правило, на 2-3 месяца. На потребительский кредит начисляются проценты. При рассрочке покупатель не платит проценты, однако ежемесячные платежи, ввиду короткого срока погашения, бывают больше, чем по кредиту с процентами. Вывод – при одинаковых сроках погашения и других условиях рассрочка выгоднее. Но рассрочка может быть менее доступной ввиду больших регулярных платежей».

Рассрочки выгодна и продавцам и потребителям?

Прямой выгоды давать рассрочку у продавца нет. Однако практика показала, что желающих получить товар сейчас, а платить потом больше, чем способных копить. Так психология потребителя становится благодатной почвой для кредитной ловушки. Благодаря рассрочкам и кредитам люди покупают значительно больше, в итоге прибыль продавцов растет. Таким способом покупается техника, стройматериалы, одежда, обувь, иногда даже продукты на крупную сумму.

Читайте также: Власти Украины арестовали активы компании Яны Мошенской — дочери владельца «Санты Бремор»

«Покупка в рассрочку выгодна – причем, и потребителям, и продавцам. Ежемесячные выплаты невелики по сумме и не связывают покупателя надолго. Продавцам короткие рассрочки на потребительские товары тоже выгодны. Они быстро погашаются, продавец меньше страдает от замораживания оборотных средств. Большой первый взнос помогает делать новые оптовые закупки», – полагает представитель ОЗП.

Как не угодить в кредитную ловушку?

«С кредитом все сложнее. Формально кредит оформляется через банк или иное финансовое учреждение. Многие предприятия торговли имеют полученную от банка доверенность и могут прямо в магазине заключить кредитный договор с потребителем как бы от имени банка. Не всегда такая практика соответствует законодательству. Но она существует. Не секрет, что продавцы нередко используют такие приемы, как подмена понятий (якобы путают кредит и рассрочку), распечатка документов мелким «замыленным» шрифтом – поверьте, не из-за экономии бумаги или картриджа. Покупателю в любом случае стоит быть внимательным, ставя свою подпись под документом. Ваше право – требовать его изложения в доступной форме. Порой лучше проконсультироваться с юристом, прежде чем подписывать», – советует Ольга Андреева.

*В ПЕРЕЧЕНЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ (Постановление Совета Министров РБ № 778 от 14.06.2002. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь) входят в том числе:

Технически сложные товары бытового назначения (электротовары, телерадиотовары, электромузыкальные инструменты, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, часы, компьютеры бытовые персональные, ноутбуки, печатающие устройства, клавиатуры, мониторы (дисплеи), сканеры и прочие устройства ввода и вывода, копировально-множительная техника,  газонокосилки (триммеры) бензиновые, бензопилы, швейные машины, машины и аппараты вязальные, машины раскройные, для шитья меха, обметочные и стачивающе-обметочные, бытовое газовое оборудование и устройства, иные товары с питанием от сети переменного тока), на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи.

Читайте также: Эксперты — о противоречивых назначениях Лукашенко: «Жизнь научила хотя бы немного прислушиваться к экономистам»

P.S. Подавляющее большинство покупок в своей жизни каждый из нас совершает без подписания каких-либо сопроводительных документов. Даже товарные чеки мы, как правило, не читаем. Между тем, древний принцип «доверяй, но проверяй» отнюдь не помешает и в наши дни. Тем более, когда речь идет о дорогих товарах, приобретаемых в кредит или в рассрочку. К слову, то, что между этими терминами есть существенная разница, нужно хорошо понимать.

Но главное – внимательно читать документ перед тем, как его подписывать. Ибо вернуть товар значительно труднее, чем купить, а зачастую просто невозможно. Нужно понимать и то, что нынешние беларуские технологии продаж нередко строится не столько на высоком уровне сервиса, сколько на использовании продавцами человеческих слабостей в чисто коммерческих интересах.

 

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.