• 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.113
    Курс валюты в Бресте
    USD2.113
    EURO2.3339
    100 RUB3.4178

Как ПЭТ нам разливное заменил

Как ПЭТ нам разливное заменил

34 28.05.2009 13:41

По данным «Белгоспищепрома» за январь - апрель 2009 года белорусские пивовары сократили производство по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом на 5,9%. В то же время мелкой рознице в Гродненской и Брестской областях запретили торговать пивом на остановочных пунктах общественного транспорта. Как функционирует в условиях таких перемен и мирового кризиса наше ОАО «Брестское пиво», «БГ» узнала у директора предприятия Олега КИСЕЛЯ.

– Олег Сильвестрович, действительно ли падает объем продаж пива в этом году?

– Национальный статкомитет приводит факт роста продаж пива через сеть организованной торговли за 4 месяца текущего года на 4,8% – до 7 174 тыс. дал. Такой рост – обычная ситуация для последних двух лет. Данные же концерна «Белгоспищепрома» по реализации пива на внутренний рынок за январь – апрель отличаются – 9 321 тыс. дал. Разница в более чем 2 млн дал – это тот объем, который мы реализуем через частный мелкий бизнес: ИП, ЧУП и т. д. И здесь роста нет. Мы прогнозируем снижение продаж через эту сеть, через наших дилеров на 30 – 40% и совершенно не уверены, что этот процент перейдет в крупные магазины, т. е. мы – производители – все равно теряем.

Реклама

Да и практически все аналитики Беларуси прогнозируют: в этом году произойдет снижение потребления пива. Снижение это началось еще с конца прошлого года, ведь кризисные явления – признаем мы их или нет – повлияли на выбор потребителей. Пиво не первостепенный продукт – на нем и экономят. Соответственно, снизится и производство, потому что мы и все белорусские заводы производим продукцию под спрос, хотя мощностей хватает и на вдвое больший результат. Динамика уже наметилась негативная: за январь по Беларуси произведено 96,3% от прошлогоднего показателя, февраль – 95,7%, март – 98,4%, апрель – 88%.

– А на вашем заводе тоже стали производить меньше пива?

– Сейчас мы завершаем очередной этап увеличения мощностей. Длился период переоснащения с осени прошлого года до буквально сегодняшнего дня, т. е. в этом году 5 месяцев мы производили вполсилы плюс еще вели реконструкцию. Лишь в мае запустили новые мощности. Но все равно планируем рост, хоть и не очень большой. Надеемся на жаркое лето, на июнь – август: погода – наш лучший маркетолог.

Реклама

– Скажите, пивной рынок в Бресте еще имеет резервы для развития, или Вы ориентируетесь на другие области или страны?

– Мы сегодня продаем свою продукцию везде. Львиную долю, конечно, в Брестской области. На республиканский масштаб мы вышли относительно недавно – 4 – 5 лет тому назад. Это было связано с мощностями завода: то, что мы были в состоянии производить до 2004 года, полностью потреблял наш регион. Такая же ситуация была и в остальных областях: в Могилеве брестское пиво нельзя было купить, как и у нас могилевское. В 2005-м были введены новые мощности, и встал вопрос расширения географии продаж.

Думаю, нам есть куда развиваться. У нас в стране потребление пива – около 47 л на человека в год. По сравнению с другими странами это не очень много, я бы даже сказал, мало: чехи и датчане пьют по 160 л в год, немцы – 140 л, поляки и россияне – примерно по 80 л. Конечно, есть регионы, где потребление зашкаливает: например, в немецкой Баварии на каждого человека приходится по 220 л. Это, конечно, чрезмерно, но они за грех литр в день не считают.

Всюду есть две массовые категории потребителей пива: фанаты напитка, которые не изменят своим пристрастиям, невзирая на экономическую ситуацию, власть и погоду, и непостоянные клиенты, которые выбирают или не выбирают нас в зависимости от соотношения рубль-градус. За последних мы и ведем борьбу.

– Чем планируете завоевывать таких клиентов?

– К сожалению, резерва по снижению цен у нас сегодня нет. Посмотрите, импортного пива за март в страну завезли 104%. Но в денежном выражении к марту прошлого года это всего лишь 85,9%. Т. е. завозится сегодня дешевое импортное пиво, и не обязательно это пиво более низкого качества – просто падают цены на ту же продукцию. А мы оказались в такой ситуации, когда не можем влиять на собственные цены, потому что постоянно растут наши материальные затраты: сырье подорожало за квартал на 12%, топливо и энергетика – на 26%, налогов мы заплатили на миллиард больше.

Реклама

К тому же мы ограничены законодательно в рекламе своего продукта. Поэтому, честно признаюсь, сегодня качественной, яркой рекламы пива у нас нет.

Завоевывать будем новыми сортами, дизайном. Мы производим 8 сортов пива. Но наш ассортимент – это каждый сорт в разной таре: в пластике, в стекле, 0,5 литра, литр, полтора… В июне заработает новая линия розлива, на которой будем выпускать пиво в упаковке 2,5 литра. Порадуем покупателей к середине лета новинками: легким пивом «Ставка Грин» и более плотной, классической «Ставкой Голд».

– Скажите, как Вы относитесь к обращению РОО «Перспектива» к главе государства с просьбой разрешить торговать через мелкорозничные объекты хотя бы отечественным пивом?

– Когда ввели запрет на продажи на остановках, мы надеялись на развитую торговую сеть города. Но у потребителя своя логика: пиво в таких ларьках было дешевле, без магазинной наценки, купить его было проще: не надо было стоять в очереди. В общем, замены 100% на 100% не произошло. Так что меня статистика продаж не порадовала за последнее время. Поэтому, если бы мелким предпринимателям разрешили торговать только белорусским пивом, я, конечно, был бы «за».

Конечно, многие говорят: здорово, что пиво на остановках запретили продавать – теперь нет пьяных мужиков на лавочках. Я сам категорически против продажи пива несовершеннолетним. Но стоит вспомнить хотя бы антиалкогольную кампанию 1985-го, через два года после которой начали пить все подряд. Нельзя обходиться одними только ограничениями и запретами. Не стоит также подменять борьбу с пьянством, вызванным злоупотреблением водкой и плодово-ягодным вином, борьбой исключительно с пивом.

– Какие же меры, по-вашему, могли бы сопутствовать запретам в программе по деалкоголизации населения?

– Надо прививать культуру. Согласитесь, у белорусов нет особой традиции посещения баров, ресторанов, даже у среднего класса. У нас система заведений общепита не развита: ужинаем и обедаем мы дома, нам жены готовят. Плюс каждый сейчас считает свои деньги, многим питейные заведения не по карману. Поэтому человек берет в магазине пластик, и на каждой лавочке ему готов пивбар.

Кстати, о ПЭТ. За границей такого явления нет. Мода на пиво в пластиковой бутылке пришла к нам из России, но в отличие от восточных наших соседей, где пива в ПЭТ выпивается около 50%, у нас эта цифра достигла за январь – апрель 78,5%. В то же время разливного пива из кегов продается всего 4%. А в советские времена мы выпускали до 40%. Вот где трагедия. О какой культуре можно говорить, если люди пристрастились к пластиковой соске?

У нас есть на май месяц 330 кеговых установок. Это в 3 раза больше, чем в 2004 году, когда мы только начали их устанавливать. Посредством их мы готовы продать 1 200 тыс. дал. Но не строить же нам свои пивные. Тем более, что у нас нет прямых инвестиций: мы развиваемся только за счет собственных и заемных средств. Это значит уходить в несвойственный нам бизнес. А каждый должен заниматься своим делом.

 

Как ПЭТ нам разливное заменил

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.