Прислать новость
  • 12 °C
    Погода в Бресте

    12 °C

  • 2.5399
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5399
    EURO3.0029
    100 RUB3.3212

Как правильно воспринимать «псалмы проклятия»?

80 27.02.2013 19:11

2 марта - Память сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

3 марта - Неделя о блудном сыне.

6 марта - Память прп. Тимофея в Символех (День постный. Разрешается рыба).

Строки некоторых псалмов могут вызвать у православного недоумение и непонимание. «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» – поется в 36-м псалме в течение нескольких недель перед Великим постом. «По милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб» (Пс 142:12), – услышат молящиеся в храме на шестопсалмии. Примеры такого рода многочисленны и со временем становятся настолько привычными, что содержание их уже не шокирует. Однако перед теми, кто внимательно отнесется к содержанию богослужебных текстов, может возникнуть вопрос, почему в церкви, которая проповедует о Христе, велевшем любить даже своих врагов, звучат такие противоречивые слова?

Обычно, объясняя, почему церковь приняла эти тексты в богослужебный обиход, человеку пересказывают исторический контекст, в котором писались ветхозаветные книги. И действительно, зная, что в жертву финикийским богам ежегодно приносили сотни детей, современному человеку легче понять поступок пророка Илии, убившего четыреста пророков Ваала. И тем более любой израильский царь, даже самый нечестивый, будет выглядеть лучше на фоне языческих пророков той эпохи. Однако жестокость не перестает быть жестокостью даже на фоне откровенного зверства.

Реклама

Блаженный Августин, пробывший среди еретиков около десяти лет, в своей «Исповеди» пишет, что буквальное прочтение ветхозаветных текстов его «убивало». Услышав поучения святителя Амвросия, он «радовался также, что мне предлагалось читать книги Ветхого Завета другими глазами, чем раньше, книги эти ведь казались мне нелепыми, и я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так. Я с удовольствием слушал, как Амвросий часто повторял в своих проповедях к народу, усердно рекомендуя как правило: «Буква убивает, а дух животворит». Когда, снимая таинственный покров, он объяснял в духовном смысле те места, которые, будучи поняты буквально, казались мне проповедью извращенности, то в его словах ничто не оскорбляло меня, хотя мне еще было неизвестно, справедливы ли эти слова».

И действительно, аллегорическое, духовное объяснение Псалтири звучит куда убедительнее, чем описание жестоких реалий эпохи, в которую были написаны псалмы.

Рассуждая о псалмах, современный человек может задуматься, какое отношение имеют он и его молитва к деяниям царя Давида или Соломона, ведь они вели совсем другую жизнь. Но есть один духовный закон, который точно сформулировал преподобный Марк Подвижник. Отвечая на вопрос учеников, откуда берутся многоразличные скорби, он сказал: «Причина всякого скорбного случая – помыслы каждого. Я мог бы указать как на причину на слова и дела, но они не рождаются прежде помыслов, а потому помыслам приписываю все. Предшествует помысл; потом через слова и дела образуется общение человека с человеком». Иными словами, все, что происходит с человеком в его жизни, обусловлено процессами, протекающие в его душе, мысленной сфере.

Реклама

Главная ценность Псалтири в христианской традиции заключается в том, что она представляет полную картину человеческой души. Псалмы не просто молитва. В них, как в зеркале, открывается перед человеком его собственный внутренний мир. Но опыт переживания, обнаруженный в этом зеркале, может быть разным. Кто-то ужаснется тому, что он увидит, и будет в молитве просить Господа исцелить темные стороны его души, открывшиеся ему в псалмах. А кто-то, возможно, найдет в словах о мести, услышанных в православном храме, оправдание своему немирному духовному строению.

Однако любая попытка читать псалмы «на ветхозаветный манер», обращая свой гнев на других людей, какими бы они ни были, – это уход от Евангелия в мир ветхозаветных отношений. Неслучайно после каждой кафихмы во время домашнего чтения Псалтири есть особые молитвы, дающие душе правильный настрой, при котором только и возможно воспринимать «псалмы проклятия». В этих молитвах есть прошения об исцелении души, о прощении грехов читающего. Но нет там ни просьбы наказать каких-либо людей, будь то личные враги молящегося или люди, ненавидящие Бога. И если в молитвах встречаются выражения, взятые из Псалтири, вроде «обнажи меч и прегради путь преследующим меня» (Пс 34:3), то направлены они исключительно против демонов, что очевидно из контекста молитв.

По материалам статьи протоиерея Сергия Архипова «Зачем христианам «псалмы проклятия»?»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.