• 12 °C
    Погода в Бресте

    12 °C

  • 2.0793
    Курс валюты в Бресте
    USD2.0793
    EURO2.3252
    100 RUB3.2206

Вся жизнь – кино: история киномеханика из Бреста с 60-летним стажем работы

182 10.03.2019 19:35 Иван Степанович Захаркевич вот уже 60 лет «крутит кино» по всей Брестской области . Источник: https://www.b-g.by

Иван Степанович Захаркевич – человек, который вот уже 60 лет «крутит кино» по всей Брестской области. О деле всей жизни он рассказал «БГ».

Ивану Степановичу Захаркевичу 75 лет, почти 60 из которых он посвятил делу всей своей жизни – кино. От деревенского мальчика, бегущего в сельский клуб на показ фильма и с восхищением наблюдающего за работой киномеханика, он дорос до главного инженера Брестского областного киновидеопроката.

В аппаратной кинотеатра «Беларусь». Фото Виктории ПОЛЯКОВОЙ

Кино начинается

«Когда я закончил 10 классов школы, у меня было два желания, – вспоминает Иван Степанович. – Первое – поступить на факультет белорусского языка и литературы. В то время я писал стихи на мове, подрабатывал внештатным корреспондентом районной газеты. Вторым желанием было кино. В юности я был фотолюбителем, ходил в кино, видел, как работают киномеханики… Вот так второе желание победило».

До мечты предстояло учиться и учиться… Сначала это была Гродненская школа киномехаников, которая готовила кадры для западных областей Беларуси. Закончив школу с отличием, Иван приступил к работе помощника киномеханика в той деревне, где учился последние три класса общеобразовательной школы. Затем его перевели в деревню Любань, дали направление во Львовский кинотехникум. Закончив и его с отличием, Иван вернулся на родину и сразу стал техническим руководителем Лунинецкой районной киносети.

А дальше была армия. Но и там он не расстался с любимым делом – почти три года службы провел за кинопроектором с угольными электродами, с помощью которого в то время получали изображение на экране. Отслужив, Иван вернулся на прежнюю должность и работал там до того момента, пока его, молодого и перспективного специалиста, не перевели в Брест на должность главного инженера управления кинофикации Брестского облисполкома.

 

Дело коллективное

Как говорил Леонид Куравлев: «Кино – дело коллективное. Далеко не все зависит от актера». Многое зависит и от киномеханика, который довезет искусство до зрителя. Не только до искушенного городского, но и до деревенского. По признанию Ивана Степановича, это самый благодарный зритель: «В те годы мы вместе с мастером монтировали аппаратуру, которая применялась в небольших сельских клубах. Начинало внедрятся широкоэкранное кино. Помню, как целый месяц мы ездили по сельским клубам, показывали цветное «Ну, погоди!» на широком экране».

В Брестской области в то время было 27 кинотеатров и около 800. Кино поддерживала государственная программа, по условию которой каждый населенный пункт с числом жителей в тысячу и более необходимо было оборудовать стационарной киноустановкой. По словам Ивана Степановича, работы хватало всем.

Старые проекторы пока еще соседствуют с новым, современным. Фото Виктории ПОЛЯКОВОЙ

«Когда меня перевели на работу в управление кинофикации, в кинотеатре «Беларусь» практически ничего не было, шел ремонт. Тут я и прошел курс молодого бойца в должности главного инженера управления кинофикации облисполкома. Внедряли в киносети области новую технику, испытывали кинопроекторы, которые выпускал белорусский завод для небольших залов сельских населенных пунктов. Сначала с лампами накаливания, потом с ксеноновыми источниками света. Вместе с инженерами кинотеатров мы были одной командой», – рассказывает наш собеседник.

Учиться Иван Степанович не переставал никогда. Без отрыва от любимой работы поступил на заочное отделение Ленинградского института киноинженеров. Переоборудование кинотеатров Бреста стало дипломным проектом и главной целью на ближайшие годы.

 

Урок Буссы

«Комфорт и качество кинопоказа – вот что всегда было моей главной задачей. Тогда зарплату директорам кинотеатров платили в зависимости от количества мест в кинозале, потому они были готовы поставить кресла чуть ли не на сцене. С большим трудом внедряли стандарты качества кинопоказа: убирали боковые и передние места, переносили их на определенное расстояние, чтобы создать комфорт для зрителей, – рассказывает Иван Степанович. – Но что бы я ни делал, особое внимание всегда уделял вопросу пожарной безопасности».

Нитроцеллюлозная пленка, которую тогда использовали, была горючая, вспыхивала как порох.

Во многом на строгий подход к этой проблеме повлияла трагедия в деревне Бусса Ивановского района Брестской области, которая случилась 12 ноября 1957 года. Иван Степанович тогда еще был подростком, но страшная новость произвела на него неизгладимое впечатление: 65 человек погибли на пожаре во время киносеанса в местной школе. Кино показывали на пленочной аппаратуре, которая стояла в зрительном зале. Нитроцеллюлозная пленка, которую тогда использовали, была горючая, вспыхивала как порох, в процессе горения выделяла ядовитые вещества, в том числе синильную кислоту.

После пожара такую пленку запретили использовать и ввели новый стандарт безопасности – киноаппаратные, для того чтобы технику и пленку отделить от зрительного зала. Трагедия в Буссе стала тяжелым уроком для всего Советского Союза и киноиндустрии СССР и БССР.

 

Спартак, Анжелика и Фантомас

Иван Степанович был свидетелем эволюции и расцвета советского кино. Большинство фильмов, идущих в прокате, были сняты на советских киностудиях и имели идеологическую направленность – призывали зрителей быть достойными гражданами своей страны, любить труд, помнить уроки истории и ужасы войны.

Уже в то время кинотеатр «Беларусь» был передовым: показывали широкоформатное кино в стереофоническом звучании на таком же экране, как сейчас: 9 на 18 метров. Иван Степанович вспоминает это время с ностальгией: «В широком формате шли фильмы «Спартак», «Анжелика, маркиза ангелов», наш военный «Иди и смотри». Одна только «Москва слезам не верит» дала почти годовой план по области! Было полно народу, залы набиты битком, ставили столько сеансов, сколько могли. «Вий» хорошо прошел в прокате. Новым, недавно переснятым, уже никого не удивишь, а тот «Вий» вызывал неподдельный ужас. «Фантомас» шел с аншлагом: каждый караулил и просил билет, а их уже не было».

Новинки кино с особым трепетом ждали в деревнях. Открытие каждой киноустановки было настоящим событием, ведь за кинопоказом шли танцы – киномеханики не жалели свои усилители и аппаратуру. «На киносеансы вся деревня сходилась! Школьники бежали целыми классами на все фильмы!», – вспоминает наш собеседник.

Еще не так давно этот аппарат крутил кино брестчанам. Фото Виктории ПОЛЯКОВОЙ

 

Новое кино

Спрашиваем у заслуженного киномеханика области о любимых фильмах. Да и есть ли они, ведь ему по долгу службы приходилось не один десяток, а то и сотни раз пересматривать все, что шло в прокате? Вкусы у Ивана Степановича остались прежними – он любит фильмы со смыслом, о большой любви, о героях своего времени, о войне: «Приходи на меня посмотреть», «Ворошиловский стрелок», «Иди и смотри», «Не оглядывайся, сынок». Когда спрашиваем о современных фильмах, он теряется. Говорит, что есть хорошие (например, понравился «Аватар»), но их мало: «Интересы людей поменялись, вот в чем дело. Раньше кино из всех искусств было важнейшим, все фильмы несли воспитательную роль. Да и современные зрители поменялись: жуют, шумят, плюют и оставляют мусор за собой, раньше такое неприлично было».

Эпоха пленочного кино ушла в прошлое. Фото Виктории ПОЛЯКОВОЙ

Профессии киномеханика уже нет. Пришло время новых технологий. Но Иван Степанович о новом поколении коллег говорит с уважением: «Раньше в области было 1 800 работников, а сейчас 260 – 280. Пришли новые люди – молодые, энергичные, опытные. Новое поколение будет работать лучше. Сейчас у нас нет киноинженеров, которые закончили именно университет кино и телевидения. Люди приходят из смежных профессий. С переходом на цифровой показ вроде бы стало проще: стоит один проектор (а не два, три или четыре, как у нас было), включил – и всё. Но сейчас нужны такие люди, которые могут быстро устранить неисправность, иначе зрители сдадут билеты. Раньше пленка была – видишь, где и что не так. А сейчас если оборудование отказало или пропал свет на пару минут, надо быстро все наладить, перезагрузить, никто не придет и не поможет разобраться. Так что работать стало не проще, а даже сложнее».

Рабочее место современного киномеханика. Фото Виктории ПОЛЯКОВОЙ

Как и раньше, фильмы довозят до деревенских жителей, повсеместно обслуживаются агрогородки. Этим занимаются во всех районах области: видеопередвижки ездят по местным учреждениям образования и клубам. Государственная программа «Культура Беларуси» способствует внедрению цифрового кино в районных кинотеатрах, в этом году подключится Жабинка. Белорусских фильмов в прокате идет немного – 14,7 % от всех сеансов за прошлый год.

 

Жизнь как кино

Если бы можно было снять фильм о самом Иване Степановиче, то образ получился бы интересным. Коллеги говорят о нем с неподдельным уважением. Несмотря на возраст, когда других уже провожают на пенсию (или они сами уходят на заслуженных отдых), наш герой, что называется, в теме и в деле. Его стрессоустойчивость, рассудительность и терпение помогают договориться с кем угодно. «Если нужно написать какое-то письмо, документ, решить сложный вопрос – зовите Захаркевича», – говорят коллеги. И не перестают удивляться его невероятной памяти: кажется, он помнит все события, даты, названия указов и номера нормативных актов. Сам Иван Степанович о своей суперспособности говорит скромно и с долей самоиронии: «Как я все запоминаю? Стараюсь не просто воспринимать информацию, а анализировать ее, обдумывать. Так и запоминаю. А что не помню, то записываю».

То самое окошко киномеханика, время сеанса. Фото Виктории ПОЛЯКОВОЙ

Иван Степанович вне возраста: в прекрасной физической форме и ясном уме, следит за своим здоровьем. Говорит, что секрет прост – физическая активность, никакого алкоголя (за всю жизнь даже пиво редко пробовал) и… любовь. Та, которую показывают в хорошем кино: к жене, с которой уже не один десяток лет вместе, к детям, к внукам и к жизни в целом.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: