Прислать новость
  • 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.678
    Курс валюты в Бресте
    USD2.678
    EURO2.9153
    100 RUB3.8179

Первым спектаклем, который Анастасия Дядищева поставила со студией «Жалейка», стал «Сердечная мускулатура». Фото из архива «БГ»

Руководитель театральной студии «Жалейка»: «Тема «инвалид и среда» неисчерпаемая»

28.04.2017 12:00

Анастасия Дядищева о том, как работать с особыми актерами, отношении общества к людям с инвалидностью и новом спектакле.

В эти выходные, 29-30 апреля, в ДК профсоюзов распахнет двери XIII фестиваль особых театров «Непратаптаны шлях». Его откроет спектакль «Сымон» театральной студии «Жалейка», которая действует на базе вспомогательной школы Бреста. Накануне фестиваля «БГ» встретилась с руководителем студии.

Анастасия Дядищева

О том, как все начиналось

Реклама

Название «Жалейка» досталось по наследству. Когда я пришла во вспомогательную школу, театральный кружок там уже был. Я работаю с 2012 года. За это время мы успели поставить три спектакля. Премьера третьей постановки состоится на нынешнем фестивале.

То, что я пришла в студию, отчасти связано с образованием. Я окончила Санкт-Петербургскую театральную академию в прошлом году. А организацией фестиваля «Непратаптаны шлях» занималась почти 10 лет. Прошла, как и многие, путь от пилота до организатора.

У меня всегда было нормальное юношеское стремление к волонтерству. В старших классах я начала ездить в детские дома, в психдиспансер. Мне хотелось кому-то помогать. Со временем это стало привычкой, нормой. Поэтому, когда мне предложили стать волонтером на фестивале, сомнений не возникло.

Но в определенный момент мне захотелось поближе познакомиться с этими людьми, попробовать с ними что-то поставить. Было страшно, конечно. Я долго решалась. И, как обычно у меня бывает, во время сессии мне пришла идея спектакля. Я вернулась в Брест и начала искать коллектив.

Поначалу были сложности с организацией рабочего процесса. Я уже вела театральный кружок в школе, но со здоровыми детьми. Сложно было вписаться в плотное расписание, потому что, помимо общеобразовательных предметов, у ребят много кружков. Мне посоветовали сразу не замахиваться на спектакль, просто позаниматься с ними. Но у меня была идея постановки. Важно было ее воплотить, иначе бы ушел момент. До фестиваля оставалось 2 месяца, но я решила: будем участвовать. Так мы поставили спектакль «Сердечная мускулатура» по мотивам песен «Серебряной свадьбы».

Следующий спектакль «Ветер» вышел через 2 года. Он оказался успешным. Мы ездили с ним в Польшу, в общей сложности 5-6 раз показывали. Для особого любительского театра это много.

Спектакль «Сердечная мускулатура» поставлен по мотивам песен «Серебряной свадьбы». Фото из архива «БГ»

О специфике работы с особыми детьми

Когда я впервые заполняла заявку на фестиваль от нашего коллектива, мне нужно было указать диагнозы детей. Но я столкнулась с тем, что мне нельзя их знать. Есть такая формулировка «интеллектуальная недостаточность», я так всем написала.

Я до сих пор не знаю до конца, какие у ребят диагнозы, не знаю всех особенностей. У нас нет в студии штатного психиатра, который с нами сотрудничал бы. В Европе так могут работать, но нам о таком только мечтать.

Реклама

Я работаю с ними так, как с обычными детьми. У нас возникают те же проблемы, например, дисциплинарные. Просто у ребят они могут быть связаны не столько с характером, сколько с диагнозом. Все время надо держать это в уме. Сколько ни разговаривай с ними — они будут себя так вести. Эти особенности вряд ли можно откорректировать на наших занятиях, или же для этого понадобится много времени. Мы их просто обходим, подстраиваемся. У них возникают проблемы с речью, памятью, ориентацией в пространстве, концентрацией внимания.

 

О «медитативности» спектаклей

У всего коллектива есть такая особенность: ребята спокойные, неактивные, кому-то может показаться, что ленивые. Эмоционально их сложно включать. Я каждый год ищу новые способы это сделать. Поэтому у нас обычно спектакли медитативные. Я пытаюсь их особенность поведения обыграть в спектакле. Я не требую от них много текста, актерской игры. Сильно их не ломаю.

Таким детям сложно привить образное мышление. Это связано с особенностями развития. Им кого-то сыграть очень сложно. Поэтому мы обычно играем самих себя. Оттого и тема такая из спектакля в спектакль — инвалид и среда. Про отношения общества и инвалидов. Пока я других тем не вижу, мне кажется, эта неисчерпаемая. Некоторые коллективы ставят спектакли про любовь, про вечные темы.

 

Об отношении общества

Мне сложно сказать, изменилось ли отношение общества к людям с инвалидностью за годы существования фестиваля. Часто это невидимые процессы. Нужно время, чтобы все отследить, проанализировать. Но мне кажется, что из года в год количество людей, пришедших на «Непратаптаны шлях», практически не меняется. Иногда мы делаем большую рекламу, иногда нет. Это особо не влияет. Такая же ситуация в Люблине, где родился фестиваль. В основном процесс интересен людям, которые работают в этой сфере.

Но мне хочется верить, что есть положительная динамика. Возникают новые организации. Например, клубный дом «Калейдоскоп», который поддерживает людей с психическими заболеваниями. Они работают в нескольких направлениях, в том числе над разрушением стереотипов в обществе. Меня радует, что такие организации возникают. Хочется верить, что мы создаем условия для интеграции инвалидов. Общество привыкает и принимает их.

 

Про нехватку особых театров в Бресте

Уровень театра у нас в стране не очень высокий, и от этого страдает и особый театр. У нас мало коллективов, с которых можно брать пример. В соседней Польше уровень выше, театров больше. И особые театры тоже смотрятся, учатся, подтягиваются.

У наших театров типичные ошибки: музыка, костюмы, проблемы с режиссурой.

На этом фестивале мы будем единственным коллективом из Бреста. Мы сапожники без сапог. Фестиваль есть, а коллективов в городе мало. В области ситуация чуть лучше.

 

О новом спектакле «Сымон»

Спектакль поставлен по поэме Якуба Коласа «Сымон-музыка». Но мы взяли только первую часть. Это полностью наша трактовка. Я даже сократила название до «Сымон», потому что в спектакле речь идет не о музыканте-самородке. Мы этот талант трактуем как особенность наших ребят, как некое отклонение. Это та же тема «инвалид и среда»: как героя принимают его семья, общество, в котором он живет.

В этом году мы отказались от декораций. С прошлым спектаклем выступали на разных площадках, и объемные декорации было тяжело возить. Костюмы будут в народном стиле, из льна. Деньги на них нашла директор школы. А пошили преподаватели по труду. За что им огромное спасибо.

Действие будет сопровождаться живой музыкой. Будут электроинструменты: гитара, синтезатор, барабаны, а также флейта. К выбору музыки я всегда подхожу придирчиво, многие варианты отметаю. В спектакле можно будет услышать известные мотивы, но в нашей интерпретации. А также музыку собственного сочинения, родившуюся на репетициях.

 

Фестиваль особых театров «Непратаптаны шлях» пройдет 29 апреля (15.00 — 18.00) и 30 апреля (10.00 — 14.00) в ДК профсоюзов в Бресте (ул. Московская, 275). Вход свободный.

 

Материалы по теме:

Образ жизни — «Непратаптаны шлях». Организаторы рассказывают о фестивале

Азбука фестиваля особых театров «Непратаптаны шлях»

В Бресте прошел X Международный фестиваль «Непратаптаны шлях»

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.