• 3 °C
    Погода в Бресте

    3 °C

  • 2.5856
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5856
    EURO2.8446
    100 RUB3.291

Чеховская «Свадьба» без Чехова и «Красная Шапочка» для взрослых

88 16.09.2010 15:21

Комната. Круглый стол. Две-три милые дамы и один молодой человек, все они - профессиональные театральные критики. После фестивальной программы «Белой Вежи» утром следующего дня они начинают играть свой документальный спектакль, название которому «Разбор полетов».

«Рационализировать эмоциональное»

Всегда было любопытно, как театральные критики смотрят спектакль и что они в нем видят? Есть ли для оценки какая-то методика, бывает ли критика объективной и вообще зачем театру нужны критики? В поисках ответов на свои вопросы я обратилась к театральному критику из Минска Алексею Стрельникову, который поделился своим мнением на этот счет. «На спектакле обыкновенный зритель может сосредоточиться на своих впечатлениях, критик обязательно должен искать что-то надличное в спектакле. Критик смотрит постановку с точки зрения того, что он потом будет о нем говорить, – отметил Стрельников. – Критик пытается рационализировать эмоциональное. Это неблагодарное дело, но это не значит, что этим не надо заниматься. Не помню, кто сказал, что негативное впечатление всегда мгновенно, а впечатление положительное базируется на уже имеющемся опыте. Если мы смотрим какую-то пьесу не первый раз, если не раз видели этот жанр, то гораздо больше шансов получить от этого удовольствие. Что же касается объективности… На мой взгляд, в лучшем случае хорошая критика – это субъективность хорошего человека, умного, начитанного, насмотренного…»

Рассказать о мнении театроведов по поводу каждого спектаклей, которые уже отметились на театральной сцене «Вежи», в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых обсуждениях.

Реклама

«Чехова не было. Это «Свадьба» Панкова»

…На сцену торжественно выходят четыре Ятя, трое Змеюкиных, три мамаши, десять матросов. Играет моряцкий оркестр… То по-русски, то по-белорусски звучат реплики и повторяются по несколько раз…

Еще до своего появления чеховская «Свадьба» Национального академического театра им. Я.Купалы в постановке российского гениально-скандального режиссера Владимира Панкова наделала немало шума, а уж когда состоялась премьера… Брестские зрители тоже неоднозначно восприняли эту постановку и разделились на два лагеря. Критика же спектакль, если не разгромила, то отругала основательно. Да, это «новый театральный язык», «прогрессивная режиссура», но, по мнению театрального критика Татьяны Комоновой, режиссер в своей постановке «подошел к человеческому материалу как к вторсырью». «В спектакле не произошло внутреннего развития, он не складывается в историю, а я прихожу в театр для того, чтобы мне рассказали историю, – отметила она. – Слово как средство коммуникации здесь утратило свою актуальность. Это не саунд-драма, это саунд-звучание». И вообще, по словам Комоновой, «Свадьба» в режиссуре Панкова – это «мастер-класс того, как можно растягивать материал».

Досталось «Свадьбе» и от известного театрального критика, главного редактора белорусского журнала «Мастацтва» Людмилы Громыко: «Это можно назвать постмодернизмом, а постмодернизм неизвестно что сделал с нашим искусством!» Лишь Алексей Стрельников встал на защиту, заявив, что, может, это не есть классика, но отличается от других постановок. «А почему бы и нет?! Чехова можно поставить и так, – сказал он. – Такая работа и не должна всем нравиться. Надо учить зрителя воспринимать театральное творчество, а не только приходить на спектакль ради увеселения». В то же время Алексей отметил, что в этой работе «Чехова не было, а была «Свадьба» Панкова».

Реклама

«Новые игры взрослых» без интриги

…Круг из стульев, камера, экран на заднем фоне. На экране – выражение лиц, глаза актеров. В кругу – рассказы-откровения некогда уволенных. Откровения через преодоление страха, ведь гораздо приятнее рассказывать о достижениях, чем о собственных ошибках, падениях, слабостях. В итоге признание каждого…

Спектакль «Top Dogs, или Новые игры взрослых» Московского нового драматического театра, поставленный по пьесе современного швейцарского драматурга Урса Видмера, также вызвал неоднозначную реакцию и зрителей, и критиков. Кто-то в конечном итоге вставал и уходил, кто-то все два часа из-за невозможности уйти сидел. «Это была очень тонкая психологическая игра, основанная на глубокой психологической школе, – в обсуждениях высказала свое мнение Людмила Громыко, отметив, что лица актеров, крупным планом появляющиеся на экранах, – удачная идея режиссера Вячеслава Долгачева, которая показывает профессию актера. – Безусловно, этот спектакль не рассчитан на рядового зрителя, это некий театральный опыт, который предлагает новый способ существования театра. Это холодная, утонченная, выверенная западная форма с прищепкой глубокого русского психологического театра. Поиск пересечения разных театральных культур, разного театрального опыта для меня в этом спектакле был очевиден».

Татьяну Комолову не устроило в «Новых играх взрослых», что «актеры не включили ее в свою игру, закрылись от нее сначала закольцованной мизансценой, а потом проекциями лиц», а режиссер «не оставил для нее интриги». «Режиссер московского спектакля открыл нам все карты в первой же сцене, он нам рассказал, кто есть кто из этих людей, и дальше нам оставалось слушать текст, который где-то были узнаваем, а где-то абсолютно далек от наших реалий. Собственно говоря, сама форма терапевтического сеанса не дала нам возможности поиграть в докторов, – высказалась она. – Межличностных взаимоотношений выстроено не было. Это был набор монологов, который мне как человеку, который пришел получить некое эстетическое и эмоциональное впечатление, ничего не дал».

«Красная Шапочка», пронизанная простотой

…В одном лесу, где летают птицы и бабочки, жили в доме бабушка и девушка. Бабушка очень любила петь и учила этому девушку. Время текло, и из маленькой девочки выросла красивая молодая женщина…

Казалось бы, о чем можно говорить, когда речь идет о «Красной Шапочке». Как выразилась все та же Татьяна Комонова, «все мы ее любим до такой степени, что иногда кажется, что уже и не любим, потому что каждый раз думаем, ну и что, ну и зачем».

Кукольный спектакль «Красная Шапочка» в постановке Паневежского театра кукол на колесах устроил всех. Главное, что он рассчитан и на маленького, и на взрослого зрителя. «Даже 40 минут времени, которые ребенку интересно провести в театре, для их родителей могут показаться невыносимо скучными. Здесь режиссер не забыл о взрослых», – отметила Комонова, которая в этом спектакле наконец-таки нашла ответ на свои детские вопросы: почему мама отправила маленькую девочку одну в лес к бабушке и почему бабушка не узнала внученьку. «Важно и то, что труппа продолжила спектакль и после спектакля, когда детишки пошли потрогать игрушки, пообщаться с ними, – добавила критик. – По большому счету кукольную историю может разыграть любая труппа, но наладить это общение – очень важно!»

Реклама

«Простым спектаклем, пронизанным театральной простотой», назвала литовскую «Красную Шапочку» Людмила Громыко: «Но это именно та простота, которая отнюдь не хуже воровства. Может, даже лучше. Актеры сразу ищут контакт со зрителем и очень успешно его находят. Я как взрослый человек получала от спектакля большое удовольствие».




Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.