• 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.0443
    Курс валюты в Бресте
    USD2.0443
    EURO2.2588
    100 RUB3.2054

От Рождества через Коляды к Щедрому вечеру (ФОТО)

108 21.01.2010 14:42

Как готовить ляк на Святки, чем оживить павшую Козу и какой вопрос «сделали» Деве Марии певуньи из Каменетчины, узнали гости этнографического вечера, состоявшегося 17 января в Областном общественно-культурном центре (ООКЦ).

Показ обряда «Калядкi» стал вторым из ряда запланированных мероприятий цикла «Рух зямлі», знакомящего горожан с аутентичными народными традициями Брестчины. Двумя месяцами ранее на сцене ООКЦ фольклорные коллективы Беларуси и Польши разыграли полесско-подлясскую свадьбу. Весну 2010-го также планируют встретить с любителями этнографии и фольклора в стенах центра, а вот праздновать Купалу, скорее всего, будут на свежем воздухе у реки.

«Мы хотели бы воспитать своего собственного зрителя, который любит, ценит и разбирается в традиционной белорусской культуре. Думаю, круг почитателей наших интерактивных мероприятий будет шириться», – выразила надежду начальник отдела традиционной культуры ООКЦ Лариса Бытько. Что ж, в прошлый воскресный вечер зал был тесен для желающих приобщиться к своим истокам.

Реклама

В рамках мероприятия удостоверение народного мастера вручили Надежде Грицук из д. Подбела Каменецкого района. Мастерица практикует сама и учит молодежь уникальному ремеслу двойного ткачества (роскошные шерстяные ковры ткутся из двух основ одновременно).

Колоритные бабушки из д. Войская Каменецкого района и их симпатичные внучки рассказали, как готовить святочный ужин (с 6 на 7 января). Каждое из 12-ти постных блюд, стоящих вокруг зажженной свечи, они состряпали собственноручно для этого мероприятия. Женщины до сих пор стараются точно следовать дедовским секретам и ритуалам. Например, сено, которое в других регионах кладут под скатерть, у них в деревне ставят на стол в корзине, а после Крещения скармливают скотине. А еще обязательно квасят капусту, которую «у мороз трэба було сэкирою рубаты», готовят кутью из ячменя с маком, который «товкуть тока у ступцы, трымаючы ногамы, бо кофэмолочка-то не той смак дае», а также овсяный кисель с подсолнечным маслом, борщ с сушеными грушами и ляк (род холодца из селедочного маринада). У местных это кушанье даже вошло в поговорку – «соленый, як ляк».

Затем наступило время мелодичных колядок. В своих праздничных песнях крестьянки ничего не боятся: путешествуют в Вифлеем и «делают вопрос» самой Деве Марии, «отчего так плачэт маленькой Хрыстос?» Оказывается, Божий Сын горюет, потому что «Адам и Ева узяты у плен врагом».

Реклама

После пропетых молитв жительницы Войской пригласили за свой стол всех желающих, потому что «попробуваты нужно каждого блюда». Опытные зрительницы не упустили случая записать рецепт.

Жители д. Радостово Дрогичинского района привезли с собой самую пожилую свою односельчанку – бабу Маню, которая за 84 года дождалась 22 внуков и 30 правнуков. Зрителям баба Маня представила старинную белорусскую песню – ироничные «Галушки». В ООЦК радостовчане не только гадали на урожайность 2010 года на соломинках, но и порадовали публику звучными песнями и задорными танцами. Правда, выяснилось, что колядовать в Радостово могут только мужчины, зато делится наколядованное на всех.

Им на смену на импровизированную сцену среди вышивок и тканых покрывал вышел фольклорный коллектив «Орлица» из д. Новицковичи Каменецкого района и продемонстрировал обряд «Готуха» (с 13 на 14 января). Семья, в которой по сценарию росла дочь-красавица, основательно подготовилась к встрече самых разных гостей – от соседей до мифических существ. Например, хозяин заблаговременно снял ворота, чтоб «хлопцы за дочку не утяглы», а Морозу поставили отдельную тарелку с кутьей. В «Щодрый вэчор» к рачительным хозяевам заглянули «коляднычки, цыганка з рыжым дитем, музыканцики» и даже дрессированная Коза, способная не только поскакать на одной ноге, но и напророчить богатый урожай зерна. Правда, последняя незамедлительного «издохла» у стола с яствами и неизменной «пляшечкой». Пришлось рогатую оживлять колбасой и салом. От остальных за угощение требовали спеть, и не один раз. Дошло даже до пикантных частушек и межрегиональных плясок.

Напоследок ценителям колядок достался заграничный подарок: маленький Максимка из польского города Бельск Подлясский пропел «Во Вифлееме радзиуся спасицель» и «Чый то сыночок» – на подлясском диалекте. Его отец Дорофей Фионик, руководитель ансамбля «Жэмэрва», создатель Музея малой Родины в Студиводах (предместье Бельска), часто гостит в нашем городе и активно участвует в совместных фольклорных мероприятиях.

«Сегодня я будто оказался у себя дома, в деревне. Вспомнил, как мы были маленькими и тоже ходили в «готуху», колядовать, – поделился впечатлениями начальник управления культуры Брестского облисполкома Григорий Бысюк, кстати, присутствовавший на вечере не как чиновник, а как обычный зритель. – Это прекрасно, что наши земляки сохраняют традиции предков – от всего сердца им спасибо. Думаю, не в каждой стране сохранился такой самобытный народ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.