Прислать новость
  • 8 °C
    Погода в Бресте

    8 °C

  • 3.9335
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4826
    EURO2.924
    100 RUB3.4226

В успех «Карнавальной ночи» авторы не верили

105 30.12.2009 14:35

На самом деле «Карнавальная ночь» задумывалась не как комедия и даже не как художественный фильм. Планировалось, что это будет обычный фильм-концерт с номерами художественной самодеятельности. Но… получилась музыкальная комедия, которая на десятилетия стала таким же атрибутом Нового года, как мандарины, шампанское и салат оливье.

Кинохит-1957

Шел 1956 год – социальная весна, которую впоследствии назовут «хрущевской оттепелью». Страна начала пробуждаться от идеологического гипноза и ждала обещанных ей демократических перемен во всех сферах жизни общества. Людям нужны были фильмы, которые бы поднимали настроение…

Реклама

29 декабря 1956 года, когда «Карнавальная ночь» вышла на экраны кинотеатров, она стала полной неожиданностью для советского зрителя. Картина никак не анонсировалась, люди не знали не только о съемках комедии, но и вообще никогда не слышали о режиссере Рязанове и актрисе Гурченко. Между тем премьера фильма была всесоюзной, а успех – ошеломительным. Чтобы попасть на сеанс, зрителям приходилось простаивать в очереди по нескольку часов. Уже на следующий день после премьеры создатели и актеры «Карнавальной ночи» стали поистине знаменитыми. Песенку про пять минут пело все население страны, реплики героев превратились в крылатые фразы, а в моду вошли капроновые блузки, как у главной героини. «Карнавальная ночь» стала кинохитом 1957 года с количеством проданных билетов в 50 миллионов. Картина открыла миру талант юной Людмилы Гурченко и начинающего режиссера Эльдара Рязанова, которому суждено было стать классиком комического жанра. В 1958 г. фильм удостоили первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Москве. По словам Рязанова, ему предлагали тогда снять продолжение, но он отказался. Лишь 50 лет спустя, по случаю юбилея картины, автор рискнул снять «Карнавальную ночь 2». Кинокритики констатируют, что в истории отечественного кинематографа не было еще таких случаев, чтобы через полвека режиссер снимал ремейк своей же картины.

«Бред, все плохо, несмешно!»

Впрочем, на такой фурор никто не рассчитывал, скорее, наоборот. Даже авторы не верили в то, что картина будет иметь успех. Работа над ней шла непросто, с остановками. А началась история «Карнавальной ночи» с того, что директор «Мосфильма» Иван Пырьев предложил 28-летнему режиссеру-дебютанту Эльдару Рязанову снять музыкальную комедию по сценарию Бориса Ласкина и Владимира Полякова. И не то что предложил, а фактически навязал. Снимать свой первый фильм, в котором более трети метража занимают концертные номера, Рязанов не хотел. Ему нравилась работа в кинодокументалистике, и он если и видел себя режиссером игрового кино, то лишь серьезного, драматического. С комедией режиссер связываться не хотел. Во-вторых, сценарий вгонял Рязанова в тоску. Его пришлось переписывать не один раз. Пырьев, который сам снял немало комедий, безжалостно исправлял текст, вычеркивал сцены и при этом жестко критиковал не только видение режиссера, но и авторов текста. Сценарий просто пестрел его комментариями вроде: «Бред!», «Все плохо!», «Это несмешно!» В период постановки «Карнавальной ночи» Эльдар Рязанов отказывался от участия в проекте четыре раза: «Но, видимо, плохо отбрыкивался. Пырьев раскусил, что я человек слабохарактерный, и не уступал ни в какую…» Трудность была еще и в том, что все постоянно учили начинающего режиссера, как надо снимать музыкальную комедию. Эльдар Александрович поступал мудро: терпеливо выслушивал советы и кивал, а делал все по-своему. «Я думал только о том, как все это закончить, пережить и забыть», – вспоминает он.


Спустя четверть века после выхода на экраны «Карнавальной ночи» Рязанов писал: «Этим фильмом-ревю о художественной самодеятельности ремесленных училищ нельзя гордиться, но и стыдиться ее тоже нечего».


Когда киночиновники увидели половину отснятого материала, они вынесли категорический вердикт: «Это провал!» А в одной из центральных газет появилась разгромная заметка: чиновник из Госкино рассказал о том, какую пошлую комедию снимает на «Мосфильме» начинающий режиссер. Для того чтобы решить, что же делать с картиной, экстренно собрался худсовет. Через 25 лет режиссер признался: «Смета была катастрофически перерасходована, а сроки сдачи поджимали. Было ясно, что актеров менять поздно, а выгонять режиссера бессмысленно. Никто из уважающих себя художников не возьмется за доработку. Вывод художественного совета оказался таков: единственное, что остается, – закончить поскорее съемку и забыть об этом кино, как о кошмарном сне…»

Сняли «Карнавальную ночь» за рекордно короткие сроки – 5 месяцев.

Выстрел в десятку

Своим успехом картина во многом обязана Людмиле Гурченко. Роль Леночки Крыловой была именно такой, о которой второкурсница ВГИКа мечтала с детства. «Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Я пела сама. Это было единственным, что выгодно отличало мою пробу. Но в те времена главным все же была внешность. Меня плохо снял оператор… Не утвердили!» – вспоминает Гурченко. Поначалу студентку с харьковским говорком действительно не утвердили. По словам Эльдара Рязанова, он тогда даже подумал, что с такой фактурой актрисе вообще нечего делать в кино. На главную роль взяли другую девушку, и съемки начались. Но уже на третий съемочный день режиссер понял, что выбрали не ту девушку, и отправился к директору «Мосфильма» с повинной. Пырьев рекомендовал ему доверить главную роль… Людмиле Гурченко. Это и был «выстрел в десятку». Никто из претенденток лучше нее не смог исполнить песни к фильму. Гурченко попала в актерский состав и превратила скучную роль в одну из главных. «Чую… После этой картины ты будешь очень популярной. Так что готовься…» – предупредил Людмилу Марковну на премьере Игорь Ильинский, сыгравший роль Огурцова. Свою роль Людмила Гурченко сыграла блестяще и, что называется, проснулась знаменитой. После «Карнавальной ночи» актриса стала «эталоном девушки СССР»: талия – 48 см, легкая химическая завивка. А о таком модном атрибуте, как муфта, стала мечтать каждая советская модница.

«Мы сами потом были удивлены, что «Карнавальная ночь» имела такой ошеломляющий успех», – говорит Гурченко.

Реклама

Говорят, что «Песенку про пять минут» из картины «Карнавальная ночь» великий Луи Армстронг включил в свой репертуар, после того как услышал ее в американской студии Радио Свобода.


«Карнавальный» цитатник

• Товарищи! Есть установка весело встретить Новый год!

• Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно. Наука пока не в курсе дела.

• Докладчик сделает доклад коротенько так, минут на сорок…

• Костюмы надо заменить, ноги изолировать.

• Я и сам шутить не люблю, и людям не дам.

• Лектор готов? Лектор давно готов.

• За все, что здесь сегодня было, лично я никакой ответственности не несу!

• Заслушаем клоунов.

• Но если мы возьмем в руки… телескоп и посмотрим на небо вооруженным глазом, то увидим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки… Лучше всего, конечно, пять звездочек!

• Нужно, чтоб музыка тебя брала, нужно, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила.

• Бабу-ягу со стороны брать не будем – воспитаем в своем коллективе.

При подготовке были использованы материалы «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Русского кино», телеканала СТБ и других открытых интернет-источников.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.