Прислать новость
  • -2 °C
    Погода в Бресте

    -2 °C

  • 3.955
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6293
    EURO2.9482
    100 RUB3.3334

Историк костюма Елена Воробей: «Дамы в XVII веке напоминали ходячие мануфактурные лавки»

689 07.08.2016 14:00

Современный человек может позволить себе одеваться красиво и удобно, не тратя на изготовление нарядов много усилий. Но так было не всегда. О том, как одевались в древнем Берестье, наряд какой эпохи был самым неудобным и когда в городе появилась первая барышня в брюках, «БГ» поговорила со специалистом по истории костюма Еленой Воробей.

– С каких времен можно проследить историю костюма в Бресте?

– С момента первых упоминаний в летописях о древнем Берестье можно предположить, как в те времена одевались люди. Можно экстраполировать форму костюма, из каких материалов он был, понять социальное расслоение населения.

Реклама

Для раннеславянского периода характерен конкретный строй костюма. Одежду шили изо льна, который произрастал в нашей местности, из конопли и, естественно, из шерсти. Шерсть получали от домашних овец. Поскольку ткани были однотонные, их окрашивали и украшали вышивкой, богатой и разнообразной. Окраска тканей местного производства осуществлялась домашними красителями: корой крушины, корой ольхи, луковой шелухой.

А вот лен отбеливался под солнцем. Изготовление льняной ткани было долгим и трудоемким процессом. Ширина вытканного полотна ограничивалась шириной ткацкого станка. Он не мог быть очень большим, поскольку стоял в доме, где жили люди, иногда там же держали скотину. Места было мало. Поэтому ширина полотна достигала 70 – 80 сантиметров.

Елена Воробей окончила Витебский технологический университет по специализации «дизайн костюма». Работала на швейных предприятиях Бреста в качестве художника-модельера. Сейчас интересуется историей костюма и технологией исполнения в материале.

Ткацкое производство смещалось на январь-февраль, когда наши предки оканчивали полевые работы. Перед этим лен мяли, чесали, пряли, получали нить и только потом ткали. Весной ткань отбеливалась. Соответственно, одежду шили на следующий год после начала работ. Полотна оказывались ценным вложением. Некоторые вещи могли передаваться от матери к дочери в течение нескольких поколений.

Можно представить себе берестейцев, живших много лет назад. Мужчина носил длинную, примерно до колен, рубаху, портки, лапти или мягкие сапоги с пришивными высокими голенищами с петлями и ремешками для подвязывания их к ноге. Рубаха надевалась непосредственно на тело. Бытовало поверье, что свою рубаху нельзя продавать, дабы не продать заодно и свое счастье.

Женщины недалеко ушли от того же строя. Был вариант удлиненной мужской рубахи с поясом, который украшали различными декоративными элементами: кисточками, перламутровыми пуговицами, лентами, плашками с шитьем. Замужние женщины носили на поясе кошельки-кармашки для денег, ключей и мелких предметов.

В тот период много одежды на себя не надевали. Вопрос о наличии или отсутствии белья сложный, тут материальных свидетельств не найдено за давностью лет. В Европе современный прообраз белья появился в XV веке. Можно предположить, что к нам он пришел в XVI веке.

Реклама

Кожаная обувь в период раннего средневековья была: есть материальное тому подтверждение. При раскопках Берестья находили образцы обуви, качественно, дорого выделанные, с нанесенным декором.

 

– Влиял ли кто-то на моду? Например, сейчас на нас оказывает влияние Запад.

– Берестье находилось на пересечении торговых путей. И, естественно, иноземцы одевались по своей собственной моде. Постепенно строй одежды менялся и у нас.

В более поздние времена, когда велась оживленная торговля, в Берестье могли появиться и натуральный китайский шелк, и ткани из Европы. Хлопок завезли последним, но сложно сказать, когда конкретно.

Во времена Кейстута в Берестье была распространена европейская мода. У зажиточных горожанок, купчих мог быть шелк на плащах и платьях.

Статус человека можно было определить даже по окрасу ткани. Самыми дорогими тканями были красные, потому что они окрашивались натуральной кошенилью, и цвета индиго – для их изготовления использовался дорогой краситель растительного происхождения.

Традиционный наряд шляхтича включал в себя длинный жупан с застежкой на множество пуговиц-шариков, кунтуш с откидными рукавами из шерсти или бархата. В качестве верхней одежды носили делию с меховой отделкой. Одежда горожанок в те времена частично повторяла мужскую в плане общего стиля многослойности. На знатной даме, кроме корсета и рубашки, наличествовали как отдельные предметы лиф, рукава, пластрон, юбка и верхняя юбка, которая была распашной впереди.

Ближе к наполеоновским войнам у нас также была европейская мода. Отставали по времени, может быть, на год-два, а то и меньше. Брест был далеко не провинциальным городом. Он был западным форпостом империи, и, естественно, статус города в том числе старались поддержать одеждой его жителей.

Есть информация, что в Бресте делали очень изящные украшения. Их находили в различных археологических слоях: от раскопок древнего Берестья Петром Лысенко до более поздних времен.

В эпоху наполеоновских войн на Брест нахлынул знаменитый стиль ампир, который зародился в Европе. Это завышенные талии, очень тонкое полотно, муслин, что-то типа вуали. Развитие промышленности позволяло делать очень тонкие ткани быстрее. В те времена преобладали пастельные оттенки. На картинах художников мы можем видеть женщин, похожих на рой бабочек. Своими розовыми, бежевыми, голубыми платьями они оттеняли мужской костюм, который традиционно включал сюртук, фрак или мундир. Мужчины одевались в более темных тонах. А рубашки во все времена старались носить белые, из тонкого беленого полотна, в зависимости от моды с кружевами или без. Военный мундир в те времена тоже отличался изрядной яркостью.

 

– А что мог позволить себе обычный горожанин?

– Обычный горожанин мог позволить себе купить рулон полотна местного производства. Из него изготавливали нижний слой одежды, который сменялся более быстро. Верхняя одежда могла изготавливаться из натуральных тканей – бархата и шелка. Сукно тоже было, скорее, местного производства либо английского или немецкого – более высокого качества.

 

– Были ли отличия в нарядах брестчанина и, например, минчанина?

– Очень небольшие, потому что фактически это один регион и здесь такой разницы, как между Брестом и Лондоном, не прослеживалось.

Отличия были в шляхетском костюме. При Станиславе Августе Понятовском даже издали книгу, которая регламентировала костюм шляхты по воеводствам и поветам. Было стандартное трио: шапка, жупан и кунтуш или делия. Шапка должна была быть цвета жупана. Кунтуш отличался. При Станиславе Августе Понятовском в Берестейском воеводстве носили синие шапку и жупан. Цвет кунтуша был белый. Ткани отличались интенсивностью оттенка и рисунком, шляхтич побогаче мог позволить лучшую ткань.

Вообще полный наряд шляхтича весил изрядно, до15 килограммов. Если же он желал надеть кирасу и вооружение, вес еще больше увеличивался.

Дамы в XVII веке напоминали ходячие мануфактурные лавки: нижняя рубашка, верхняя рубашка, корсет, рукава (они отдельно прилагались к лифу), одна или две нижние юбки, юбка под цвет корсажа или рукавов и юбка с разрезом спереди, так называемая «скромница». В общем-то, не побегаешь.

А ведь люди в такой одежде и танцевали, и сражались. Надо в этом отдать должное нашим предкам. У меня есть исторический костюм XVII века. Я чувствую его вес на плечах, когда надеваю на себя, уменьшается подвижность. Зато сразу приобретаются ровная осанка и плавность движений.

 

– В Бресте жило много евреев. Отличалась ли их одежда от одежды остальных горожан?

– Традиционный еврейский головной убор – кипу – можно увидеть и сейчас. Во все времена эта часть населения одевалась скромно и просто, не привлекая к себе излишнего внимания.

 

– Какие украшения носили простые люди? А знать?

– В ранний период селяне носили обереги. С приходом христианства появились крестики и ладанки, зачастую богато украшенные. Женщины носили серьги, браслеты, височные кольца, перстни и кольца на руках. Знать в разные периоды отдавала предпочтение заморским ювелирным изделиям с обилием драгоценных камней, ведь они так красиво выглядят при свете свечей. В любом случае легко определить, к какому периоду истории относится украшение, потому что для каждого характерны свой стиль и способ обработки.

 

– В какую пору были самые сложные костюмы?

– Сложнее всего носить костюмы было, пожалуй, примерно в 1860-е годы. Потому что был очень плотный тугой корсет с акцентом на талию. Талия утягивалась, если переложить на современные мерки, до 50 -55 см. К этому прилагался кринолин: чем больше, тем лучше. Существуют несколько картинок-пародий, на которых дама в кринолине не может войти в карету. Только позже додумались это сооружение сделать складным. Присаживаешься, а обручи немного складываются. Очень широкий кринолин – это ужасные неудобства.

Чуть позже дамы стали носить платья с турнюром. Это тоже оптимизма не прибавляло. Турнюр – это искусственно поднятая задняя часть юбки. Либо подушечка, либо складная конструкция из каких-то элементов, в том числе металла. Был вариант, который мужчины ехидно звали «рачий хвост». Там конструкция из жестких ребер спускалась до пола.

В начале XX века тоже был очень своеобразный корсет, который предполагал S-образный изгиб туловища. Почему был такой расцвет туберкулеза в конце XIX – начале XX веков? Потому что не вентилировались легкие из-за корсета. Создавались благоприятные условия для инфекций. Когда чуть позже, в период после первой мировой войны, дамы освободились от корсета, случаев заболевания туберкулезом стало на порядок меньше.

Одежда далеко не всегда удобна. Большей частью одежда предназначалась не для тепла, а чтобы пустить пыль в глаза. И сейчас тоже. Ничего не изменилось.

 

– А сколько платьев могло быть у богатых людей?

– Много. У Марии-Антуанетты нарядов было больше, чем дней в году. Платье шилось несколько месяцев коллективом портных (в то время это была преимущественно мужская работа) и могло быть надето только один раз.

В Бресте платьев у богатой барышни, которую обеспечивал муж или отец, могло быть около десятка. Обязательно были платья на выход, ведь у нас регулярно проводились балы. Если барышня выходила замуж и не пользовалась на свадьбе платьем матери, то обязательно шился свадебный наряд. Это платье хранилось и не одевалось женщиной второй раз и тем более не передавалось подругам или в прокат. Было несколько домашних платьев из простых тканей. Некоторые платья женщина могла носить чуть ли не полжизни, пока буквально оно не упадет с плеч.

 

– А как за одеждой ухаживали?

– Считается, что некоторые виды парадных платьев не стирали. Они и не предполагали этого. Пятна чистили мелом, солью. Но белье нательное и повседневные вещи, естественно, стирали.

 

– Когда в Бресте появилась первая барышня в брюках?

– Дату назвать сложно, но думаю, что это был межвоенный период, когда влияние Европы на Брест было особенно сильным. Изменилось не только сознание. Появилась техника: велосипеды, автомобили. Были брюки для езды на велосипеде буф или пуф – их по-разному называют – очень широкие. Сверху они напоминали пышную юбку и собирались у щиколотки на манжете, чтобы освободить ноги. С развитием автомобилестроения дамы отошли от широкополых шляпок, которые срывало ветром при езде.

 

– Одежда какого периода вам нравится больше всего? Почему?

– Сейчас мне очень нравятся одежды эпохи Сигизмуда Августа (XVI век – прим. авт.). Одела ребят из моего клуба (группа военно-исторической реконструкции «Рубеж» – прим. авт.) и для себя сделала наряд Барбары. Создание нового костюма для нас сопровождается изучением исторического периода во всей его многогранности. Это большой объем работы. Но это так же здорово, как путешествие на машине времени!

 

– Реально ли воссоздать сегодня средневековый костюм?

– Абсолютно реально. Причем разного уровня достоверности: от чисто визуального до уровня исторической копии, которая включает в себя строгий подбор материалов, ручную сборку, исторический крой, выполненные путем литья или ковки металлические детали – пуговицы и пряжки.

 

Модный словарь

Делия – верхняя мужская одежда, подшитая мехом.

Жупан – род сюртука, который шляхтич часто носил под кунтушем.

Кошениль – насекомое, дающее красящее ярко-красное вещество, а также само это вещество.

Кринолин – широкая юбка-колокол на тонких обручах.

Кунтуш – верхняя мужская или женская одежда с отрезной приталенной спинкой и небольшими сборами и отворотами на рукавах.

Пластрон – предшественник современного галстука, узкая полоса ткани с остроугольными концами.

Турнюр – модное в 1870 – 80-х гг. приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамам сзади под платье ниже талии, чтобы придать пышность фигуре.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.