• 3 °C
    Погода в Бресте

    3 °C

  • 2.1283
    Курс валюты в Бресте
    USD2.1283
    EURO2.3454
    100 RUB3.3865

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики - нет

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики – нет

201 30.12.2015 11:32

Значимыми событиями для Беларуси в 2015 году стали Нобелевка по литературе, месяц фотографии в Минске и формирование актерской компании «Напротив» в Бресте. Культурные итоги года подвели участники дискуссии, состоявшейся 24 декабря в «Прасторе КХ».

О значимых событиях

Самым большим событием для Беларуси было вручение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич, считает Ольга Шпарага, философ, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа» (Минск). «По этому поводу много споров, но мне близка позиция, что это определенный взгляд на Беларусь, отношение к прошлому, попытка рефлексии. Это не выражает всех наших представлений, и в этом нет ничего страшного. Хорошо, что на Беларусь можно смотреть с разных сторон», – отметила Ольга Шпарага.

Реклама

В 2015 году за пределами Беларуси состоялись несколько выставок белорусского искусства. Осенью в российском Калининграде прошла выставка «Пространства диффузии», куратором которой был художник Михаил Гулин.

Другой большой проект, посвященный истории новейшего белорусского искусства, работал в польском Белостоке. Кураторами выставки ZBOR выступили Сергей Шабохин и Сергей Кирющенко. «Проект, который они показали, связан с тем, что делает Сергей Шабохин в Интернете. Он занимается историзацией новейшего белорусского искусства от позднесоветского времени до сегодняшнего дня. Написано около 40 текстов о наиболее значимых проектах, которые были связаны с белорусскими художниками», – пояснила Ольга Шпарага.

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики - нет

Реклама

Второй раз в Минске провели месяц фотографии. Юлия Дорошкевич, создатель и куратор пространства «ЦЭХ», фотограф, основала конкурс Prafota. «Недавно представили каталоги первого конкурса, который был год назад. И теперь по итогам второго конкурса будет показана выставка. Мне кажется, он тоже представляет Беларусь. Это и история о ветеранах, и белорусская наука, и политзаключенные, и провинция. Разные стороны», – рассказала Ольга Шпарага.

Одним из событий года она назвала создание Мариной Напрушкиной, белорусской художницей, живущей в Берлине, пространства для беженцев. Ежедневно там собираются около 150 человек. Недавно у Марины Напрушкиной вышла книга «Новая родина», где она рассказывает о своем опыте иммиграции.

«Я бы хотела вспомнить о проекте Алексея Шинкаренко, который поехал на Венецианскую биеннале, – добавила Оксана Гайко, режиссер и актриса театра «Крылы халопа». – Это «Архив свидетеля войны», кровью и потом вывезенный. Тем не менее он туда попал, на биеннале был белорусский павильон».

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики - нет

Реклама

 

О публичных пространствах

В 2015 году в Минске появился второй культурный кластер, считает Ольга Шпарага. Он находится на улице Октябрьской. «Первый культурный кластер – это галерея «Ў». Там есть галерейное пространство, книжное пространство, бар, – пояснила Ольга Шпарага. – На улице Октябрьской мы видим ту же структуру. Причем галерейное пространство состоит из двух частей».

Появление новых дискуссионных площадок – это важное явление. Но стоит обратить внимание, что одновременно в Минске открылись и закрылись три пространства. Например, на ул. Октябрьскую переехал «ЦЭХ», которому в начале года не продлили договор аренды.

«В Минске это основная тенденция. Публичные пространства легко закрываются и открываются, публика переходит, волонтеры помогают делать ремонт. Мероприятий стало много. В последнее время нужно выбирать, куда пойти», – отметила Ольга Шпарага.

По ее мнению, движение вокруг публичных пространств – не только минское явление. Аналогичная ситуация наблюдается в Витебске, где существует пространство Vitebsk4.me. «Прастора КХ» в Бресте была создана в конце 2014 года, и 2015-й можно назвать годом становления этого пространства.

 

О независимом театре

Одним из важных событий года в Бресте Оксана Гайко назвала формирование актерской компании «Напротив». Ее образовали актеры, работавшие в Брестском театре драмы. «Еще год назад для меня это была немыслимая вещь», – поделилась Оксана Гайко.

«Я бы назвал актерскую компанию «Напротив» независимым театром, – добавил Денис Федоров. По мнению режиссера спектакля «Билингвы. Брест», в Беларуси сложилась специфическая ситуация вокруг театра. «Театр поставлен на паузу на 20 – 30 лет, – отметил он. – Но сейчас наблюдается тенденция к развитию. Мои коллеги из Минска отмечают, что в Бресте неплохая ситуация. Есть 4 театра: два государственных и два независимых. Даже в Минске с независимым театром трудно».

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики - нет

Денис Федоров выразил радость от того, что спектакли востребованы зрителями. «Актерская компания «Напротив» делает и детские спектакли. Независимый театр, как показала практика, не обязательно должен быть социальным. Даже альтернативные детские спектакли востребованы. Это вселяет оптимизм», – подчеркнул режиссер.

 

Об интересе к белорусскому

Участники встречи отметили интерес публики к белорусской тематике. «Люді адыходзяць ад перадузятасці, што беларуская мова – гэта мова апазіцыі, ці іншых паняццяў, якія 5 гадоў таму істотна заміналі працаваць на беларускую тэматыку, – рассказал Виктор Климус, один из организаторов культурного центра «Грунтоўня». – Зараз успрыманне іншае, і запатрабаванне з боку моладзі расце. Не толькі да мовы. Цікавіць беларускае адзенне, стыль. Канешне, мы не сталі мэйнстрымам агульнамоладзевым, але, можна сказаць, ужо беларуская культура пачынае фарміравацца».

«Мы ўсе мерапрыемствы праводзім па-беларуску. Рэдка бывае, што лектары размаўляюць па-руску, – добавила Елена Кохович, организатор проектов агентства регионального развития «Дзедзіч». – Наведвальнікі нашых сустрэч рэдка размаўляюць са мной па-беларуску. Але я бачу, што гэта не таму, што ім не падабаецца. Яны проста саромяцца».

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики - нет

 

О нехватке публики

Люди хотят участвовать в культурных мероприятиях, а не только слушать лекции, отметила Елена Кохович. Однако она видит проблему в том, чтобы привлечь новую публику.

«Публіка прыходзіць адна, – согласился Виктор Климус. – Я думаю, што гэта асноўная праблема Берасця, таму што мы варымся ў адным катле. Ёсць людзі, якія не прыходзяць на іншыя пляцоўкі. Але я добра ведаю людзей, якія прыходзяць і на «Мову нанова», і ў «Прастору КХ».

«В Минске проблемы с людьми тоже есть. Мы пришли к выводу, что активной публики насчитывается около 7 тысяч человек. Если месяц проводить на разных площадках один фестиваль, то в какой-то момент публика себя исчерпает», – добавила Ольга Шпарага.

 

О личном опыте

«Я три года жила в Москве, сама из Минска, – поделилась Алина Деревянко, заместитель директора Фонда развития Брестской крепости, координатор проекта «Культура и креативность». – Когда я приехала в Брест, у меня был определенный культурный голод. В городе не было качественных культурных продуктов. Можно сказать, что в этом году культурный голод был отчасти восполнен. Сейчас думаешь: как жаль, что нужно уезжать в выходные, потому что здесь происходит что-то важное и интересное».

Однако, по мнению Алины Деревянко, если сравнить Брест с региональными городами типа Люблина или Львова, то там интенсивность культурных событий выше. Поэтому поле для развития есть.

Культ-итоги: количество публичных пространств в Беларуси растет, публики - нет

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.