• 4 °C
    Погода в Бресте

    4 °C

  • 2.5846
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5846
    EURO2.7943
    100 RUB3.3569

Любовь до последнего кадра

53 22.10.2009 16:09

Фильм «Любовь и голуби» несколько раз возвращали на доработку, ругали, называли безнравственным и аморальным, обвиняли в пропаганде алкоголизма... Какие еще тайны хранит закулисье картины? Читаем и смотрим старое кино по-новому.

Кака любовь?! Мне вот дышать нечем…»

«Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности крестьянского быта и оставляет ощущение перебора и безвкусицы». «Меньшову изменило чувство элементарного вкуса. Пьянство сейчас – трагедия народа, а не смешное поведение». Цензура отказывалась принимать фильм, заявив, что в нем много пьянства. Мол, начинается антиалкогольная кампания, а на экране советские люди пьют! Вот если пьянство из картины убрать, то все будет в порядке. Заодно было приказано вырезать из фильма все сцены с дядей Митей, которого гениально сыграл Сергей Юрский.

Реклама

Режиссер Владимир Меньшов отказался кромсать сюжет, за что и был отстранен. Для перемонтажа назначили другого. Однако тот с работой не справился, сюжет разваливался на части. Да и начальству измененная версия не понравилась. Меньшова вернули обратно и разрешили оставить все так, как было задумано, но с незначительными поправками. Что-то он, конечно, убрал, ведь отснято было на две серии, но основные моменты и характеры вырезанию не поддались. Тем не менее чиновники сочли, что герои слишком много выпивают, и положили фильм на год на полку. Когда истерия борьбы с пьянством несколько поутихла, «Любовь и голуби» вышел на экраны безо всякой рекламы. Он не был допущен ни на какие фестивали, тем не менее картина стала поистине народной и в мгновение ока разлетелась на цитаты. Вместо бранных выражений появилось «ешкин кот». В стрессовых ситуациях зазвучали жалобы: «Инфаркт микарда, вот такой рубец!» А мужья, пытаясь избежать семейных споров, заявляли женам: «Кикимор я не понимаю!» Меньшов считает, что «Любовь и голуби» достоин «Оскара». «После этого фильма я понял, что не зря прожил свою жизнь в искусстве», – заявляет режиссер.

В 2009 году «Любовь и голуби» празднует юбилей – 25 лет со дня выхода на экраны.

«Сучка ты крашеная!»

Реклама

Изначально история про «Любовь и голубей», поставленная по сценарию Владимира Гуркина, была спектаклем и шла на сцене театра «Современник». Историю эту Гуркин не придумал, а взял из жизни своей родной тетки, причем даже имен не изменил. Тетка Надя на племянника очень обиделась. Не столько за то, что благодаря пьесе измена ее мужа стала известна всей стране, а за обнародование факта, что она родила четвертого ребенка в 50 лет, что у них в деревне считалось верхом неприличия.

После оскароносного фильма «Москва слезам не верит» Меньшов захотел обратиться к близкой и понятной людям эмоциональной теме, а не модной в то время социально-острой тематике. На поиски сюжета ушло 5 лет. Подходящая история подвернулась случайно, когда режиссер пришел на спектакль «Любовь и голуби».

«После спектакля я сказал: «Все, я нашел историю для картины», – вспоминает Меньшов. – Вот как раз та тема, которая заставляет смеяться и плакать».

Уговорить Гуркина не составило труда, хотя он не имел опыта написания сценариев для кино. Меньшов стал соавтором сценария, о чем скромно умолчал в титрах. Он же придумал большинство сцен с Раисой Захаровной. В пьесе Гуркина она была прописана формально – разлучница и все. А режиссеру хотелось сделать Раису Захаровну женщиной с биографией. Меньшов написал весь ее курортный роман с Кузякиным. Кстати, реплику на слова «Сучка ты крашеная!» – «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет» – тоже придумал он.

«Любовь и голуби» – третий по счету фильм (из пяти) Владимира Меньшова. Следующий его фильм появился лишь через 11 лет.


«Когда вокруг так много грустного, серого, обыденного, иногда жизненно необходимо на 1,5 часа окунуться в безвременье, где любовь побеждает мимолетные увлечения, а голуби обязательно становятся символом мира и счастья». (отзыв зрителя)

Реклама

«Людк, а Людк! Тьфу! Деревня!»

Съемки фильма велись полностью на натуре. «Сибирскую натуру» нашли в карельским городке Медвежьегорске (просто понравилось название). На самой окраине городка, тоже случайно, увидели тот самый дворик, который, казалось, и описывался в пьесе. Его только пришлось замостить досками, как это было принято делать в Сибири. Всем известный дом семьи Кузякиных арендовали у местных старичков. Для съемок к дому пристроили веранду с крыльцом, спуск, поленницу и голубятню. Во двор запустили кур и гусей, вскопали огород, посадили картошку. Пока шли съемки, хозяева дома жили своей обычной жизнью. Правда, жизнь эта стала гораздо интереснее. В качестве массовки приобщались к процессу и местные жители. Их не нужно было ни одевать, ни гримировать, ни объяснять, что надо делать. Они просто должны были вести себя естественно.

После окончания съемок старики умоляли оставить им постройки, но условия советского кинопроизводства требовали все разрушить, чтобы никто не нажился… «Дом Кузякиных» сгорел несколько лет назад.

В Медвежьегорске снимали два месяца, до конца лета. И только поздней осенью дошла очередь до съемок курортного романа в Батуми. Сцены купания Раисы Захаровны и Васи велись в ноябре при температуре воды 14 градусов.

«Ты уходишь к этой горгоне?!»

Решение снимать Гурченко Меньшов принял не сразу. На роль одинокой интеллектуалки, экстрасенса и вегетарианки Раисы Захаровны пробовалась Наталья Кустинская. Но она не понравились худсовету. Вместо Людмилы Марковны могли сыграть Ольга Яковлева и Татьяна Доронина. Гурченко же утвердили сразу. Она тогда только-только стала народной артисткой. «То, что она согласилась сыграть эту роль (в общем не главную), уже было подарком», – говорит Меньшов. Михайлов же вспоминает, как для него были сложны эротические сцены с Гурченко. Он ее стеснялся и побаивался. Правда, потом, как рассказывают, актеры настолько вжились в образы, что между ними на съемках разгорелся служебный роман.

Надюхой могла стать Любовь Полищук. Она идеально подходила по возрасту, но режиссеру не понравились ее пробы. По его словам, Полищук могла бы быть интересной в этой роли, но это была бы уже другая Надя. То, как играла Дорошина, покорило сначала режиссера, а потом и зрителей.

Режиссер очень рассчитывал, что соседа Кузякиных дядю Митю сыграет Олег Табаков. Однако Табакову пьеса категорически не нравилась, т. к. была «не социальной». Зато дед Митя в исполнении Сергея Юрского стал изюминкой фильма. Юрский и его жена Наталья Тенякова, сыгравшая бабу Шуру, для своих ролей были до неузнаваемости состарены гримерами. Хотя на самом деле на момент съемок Юрскому был 51 год, а Теняковой всего 40 лет! При этом она не побоялась роли деревенской бабушки в бесформенных юбках и растоптанных чунях. 

Меньшов долго не мог понять, какой именно Вася ему нужен. Но как только на съемки приехал Михайлов и произнес первые слова роли, режиссер с облегчением вздохнул: «Вот он какой, Вася…» По словам режиссера, без Александра Михайлова он снимать бы не стал. На роль Василия также претендовал Борис Сморчков, сыгравший в фильме «Москва слезам не верит» мужа Тоси, Виктор Борцова (Савва Игнатьич из «Покровских ворот») и даже Сергей Юрский. Но ни один из них не понравился режиссеру.

Меньшов и сам снимался в фильме: сыграл деревенского парня, руководителя местной самодеятельности. На его роскошный чуб, прядь которого выглядывает из-под кепки, Гурченко пожертвовала один из своих париков.

В процессе работы над фильмом члены съемочной группы так сдружились, что следующие 15 лет каждый год собирались в квартире Меньшова.

При подготовке были использованы материалы «Смены», «КП», «TV-парка», «МК», телеканалов СТБ, «Интер».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.