Прислать новость
  • 26 °C
    Погода в Бресте

    26 °C

  • 2.5315
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5315
    EURO2.6623
    100 RUB4.7265

Гоголевские вечера на брестских подмостках

10.09.2009 14:51

Однажды на одном театральном фестивале я услышал замечательную фразу: соприкосновение с искусством есть катарсис - внутреннее душевное очищение. В нашем городе эту великую миссию выполняет традиционный международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Уже в 14-й раз. Нынче он привлекает особое внимание, ибо впервые проводится в определенном русле - под знаком классика восточноевропейской литературы Н.В. Гоголя.

Торжественному открытию праздника предшествовала, как говорится, нелетная погода. Весь субботний день (5 сентября) с короткими перерывами лил дождь. Но природа, словно почувствовав ответственность момента, разогнала облака и дала возможность даже солнцу сверкнуть угасающими лучами, которые осветили красочное зрелище – артистов на ходулях из Евпатории. Яркое костюмированное «Шоу великанов» стало настоящим украшением открытия фестиваля.

А в большом зале академического театра драмы субботним вечером разворачивалась гоголевская комедия. Национальный академический драматический театр им. М.Горького представлял «Женихов». Именно такое название дал классик своей пьесе в первоначальном варианте, которая впоследствии стала широко известна как «Женитьба».

Реклама

Столичный театр хорошо знаком брестской публике по предыдущим фестивалям. И зритель шел на спектакль в предвкушении тонкой гоголевской иронии и нетрадиционного прочтения известной пьесы, благодаря чему эта ирония заиграет новыми красками. Оправдались ли его надежды?

Не совсем. Режиссер Валентина Еренькова показала яркую эксцентричную комедию, но… не смешную. В спектакле много удачных моментов: и оригинальное оформление в виде огромного на всю сцену торта-трансформера, который легкими движениями актеров превращался в жилые комнаты, и музыкальное сопровождение композитора Алексея Еренькова, которое придало постановке живость и динамику, и мастерское исполнение главных ролей сводника Кочкарева и засидевшейся в девах Агафьи Тихоновны. Актеры Сергей Чекермес и Инна Савенкова были на высоте и завораживающе действовали на публику. Органично вплетались в канву спектакля музыкальные интермедии: история взаимоотношения слуги Степана с крепостными девушками, которую режиссер ведет параллельно с основным действием. Костюмы весьма оригинальны: в современной стилизации под одежду XIX века. Очень точно расставлены и отточены многочисленные мизансцены…

Но зрители смотрели комедию в глубокой тишине. Легкий смешок пробежал по залу, только когда сваха, присев на диванчик, достала из сумочки пластиковую бутылку с минералкой. Как потом отметят критики, Гоголь со своей иронией отошел на периферию спектакля. Он как бы затаился в кулисах, чтобы проявиться в полной мере в другом спектакле другого театра.

Московский театральный центр имени Вс.Мейерхольда привез на фестиваль первую часть трилогии «Гоголь. Вечера». В необычной современной по форме постановке, именуемой саунддрамой, литературный классик полтора часа неустанно звучал со сцены. Здесь гоголевское было все: и самобытные народные костюмы, и колоритный язык «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и всяческая чертовщина – бесноватые, ведьмы, русалки. Еще до начала представления режиссер умело погрузил зрителей в атмосферу таинственности и предчувствия драматических событий. Тихий шепот молитвы в сумрачной дымке одного из героев спектакля, пока зрители рассаживались в зале, в скором времени вылился в искрометную фантасмагорию с музыкой, народными песнями, весьма корректно выдержанными любовными сценами и пресловутой гоголевской мистикой. Особенности саунддрамы в том, что актеры на сцене находятся в постоянном движении, в динамике. Монологи переплетаются с танцами и вокальными вставками вплоть до оперных арий. Ритм спектакля захватывает, завораживает и цепко держит от начала и до конца. А живой звук вызывает восхищение актерским мастерством. Все детально продумано, четко выстроено до малейших движений. Самозабвенная игра московских актеров вызвала у брестской публики истинное восхищение. В зрительном зале долго не смолкали аплодисменты.

Театральная афиша первых дней «Белой Вежи» была весьма насыщенной. Юные зрители могли еще раз встретиться с «Малышом и Карлсоном». На сей раз в постановке Современного художественного театра из Минска. Призадуматься над смыслом жизни и ее непредсказуемыми коллизиями предложили актеры из Ирана. Они выступили со спектаклем «Маконда», в котором задействованы как люди, так и куклы. Любители детектива смогли по достоинству оценить азартную игру студентов Екатеринбургского государственного театрального института в спектакле «Ловушка». Не верилось, что молодые исполнители сложных драматических ролей всего лишь студенты, закончившие три курса института. Любителям уличных представлений выпала возможность окунуться в средневековую атмосферу зрелищной постановки Львовского театра «Воскресиння» по пьесам В.Шекспира.

А в понедельник 7 сентября украинские артисты в определенной степени шокировали брестскую публику спектаклем «Ночь для женщин», который трактуется как интегральный стриптиз. Широко известная и весьма популярная за рубежом пьеса американских драматургов изобилует бранной лексикой и некоторыми откровенными сценами, что непривычно для нашей публики. Спектакль азартный, юморной, наполненный молодежным драйвом, но выдержать почти два с половиной часа, даже с великолепной игрой актеров, трудновато.

Ежедневно критики педантично обсуждают: хорошо или плохо загнать сценический материал в математическую схему, наполнить драматический спектакль музыкой и хореографией и насколько режиссерское прочтение классических произведений соответствует духу времени? А брестский зритель, руководствуясь личным восприятием, принимает каждый спектакль в его целостном выражении. И аплодирует стоя, долго не отпуская актеров, вызывая их на поклон снова и снова.

Реклама

 

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.