• 0 °C
    Погода в Бресте

    0 °C

  • 2.6023
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6023
    EURO2.8793
    100 RUB3.26

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

89 18.09.2014 15:42

Третий визит в Брест в рамках «Белой Вежи» нанес петербургский режиссер Лев Эренбург и его «Небольшой драматический театр».

Если в прошлые годы коллектив привозил спектакли, в основу которых легли тексты русских классиков – горьковский «На дне» и чеховский «Иванов», то ныне в центре внимания оказалась современная драматургия. Это, к слову, первая попытка театра и самого Льва Эренбурга ставить спектакль по пьесе отечественного драматурга-современника. Хотя от пьесы «Ю» Ольги Мухиной остался разве что костяк да название. Сюжетные линии, как и смысловая нагрузка, претерпели существенные изменения. Впрочем, если конечный результат оправдывает себя, то, наверное, режиссер может позволить себе столь смелую работу с текстом. В данном случае – оправдал.

Если Ольга Мухина указывает только место, но не время действия, то Лев Эренбург помещает героев в советскую Москву. Герои постановки – некие карикатурные персонажи, обитающие в одной коммуналке. Они много пьют, плачут, теряются в любовных перипетиях и от безысходности пытаются покончить с собой – когда удачно, когда нет. В какой-то момент сбиваешься со счета, сколько раз и какими способами они пытаются свести счеты с жизнью – спектакль получается едва ли не пособием для самоубийц. А над этими метаниями в любовях и попытках резать вены возвышаются равнодушные и прекрасные кремлевские звезды и часть лозунга «СКОМУ НАРО».

Реклама

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

Спектакль получился выверенным, продуманным до мелочей. Смотреть его стоит на пределе внимания – и то, как справедливо отмечали театральные критики, работающие на фестивале, – после первого знакомства все детали, которыми режиссер насытил постановку, трудно заметить. Лев Эренбург делает отсылки к Чехову, вкладывает в уста одного из героев строки Бродского, занимается самоцитированием.

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

Реклама

Среди актерских работ трудно выделить одну – артисты работают в тандеме, при этом все 2,5 часа находятся в колоссальном напряжении. Впрочем, вспоминается безымянная Женщина, которая периодически выходит на сцену. Женщиной, правда, ее сложно назвать – это нелепое существо, обмотанное какими-то тряпками, которое выглядывает из туалета, волоча за собой шлейф бумаги. И ох как грустно на нее смотреть, когда она неожиданно превращает бумагу в ленту и пытается вообразить себя изящной гимнасткой.

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

Как отметил Лев Эренбург, это спектакль о любви, а «любовь – штука трагическая». Но кажется, что постановка стала также своеобразной попыткой попрощаться с советским временем. Герои, которые предстают перед зрителями, при всей эмоциональности – люди глубоко неприятные, карикатурные. Первое время и вовсе хочется сбежать со спектакля, настолько натура восстает против них. Но проблема-то в том, что от «советскости», которая так бросается в глаза в спектакле, не избавиться, просто выйдя из зала.

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

Финал постановки можно лаконично описать так – «все умрут». Одна из героинь, Елизавета Сергеевна, обматывается новогодней гирляндой и, дождавшись, пока все обитатели коммуналки возьмутся за руки, опускает ее в кастрюлю с водой.

Но герои, лежащие на сцене и дрыгающие ножками, до странности напоминают тараканов. А тараканы, как известно, существа живучие. Значит, и этому архетипу советского человека жить и жить.

Реклама

«Белая Вежа-2014»: Эпитафия советскому времени от Льва Эренбурга

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.