• 10 °C
    Погода в Бресте

    10 °C

  • 2.5846
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5846
    EURO2.7943
    100 RUB3.3569

«Белая Вежа-2014»: Актер из Кельце Кшиштоф Грабовски представил моноспектакль «Милка»

«Белая Вежа-2014»: Актер из Кельце Кшиштоф Грабовски представил моноспектакль «Милка»

124 18.09.2014 10:53

О любви, страхе перед внешним миром, изоляции и попытке вырваться из нее рассказал Кшиштоф Грабовски в моноспектакле «Милка».

Постановка была представлена в рамках 19-го Международного фестиваля «Белая Вежа» в воскресенье 14 сентября. Польский актер из Кельце познакомил зрителей со своей интерпретацией пьесы Михала Вальчака «Песочница». Оригинальный текст драматург посвятил исследованию взаимоотношений мужчины и женщины, описав происходящее с позиции двух детей – Милки и Протажека, которые играют в песочнице. В версии Кшиштофа Грабовского герой остался один.

Спектакль удивил с самого начала. Кшиштоф Грабовски решил не топтаться по сцене, а забрался на строительные леса под самый потолок. Перед зрителями предстал абсолютно одинокий и даже враждебно настроенный герой. Будто дикий зверек, он прятался в оранжевом абажуре и сбрасывал с высоты разобранных игрушечных человечков, которые с грохотом падали на сцену.

Реклама

Спасаясь от одиночества, Протажек вдыхает жизнь в небольшую розовую подушку. Теперь это его подруга Милка, с которой все по-настоящему: ссоры, героические поступки (и попробуйте назвать поедание дождевого червя не героизмом!) и попытки признаться в любви. Протажек, правда, не единожды объяснил, что всегда играет в одиночестве и ему так хорошо, но эти слова только усиливали ощущение отчаяния героя.

«Белая Вежа-2014»: Актер из Кельце Кшиштоф Грабовски представил моноспектакль «Милка»

По задумке Михала Вальчака, песочница – только метафора, и детское взаимодействие можно «прикинуть» на любой возраст. И правда, взрослые часто ведут себя не разумнее детей, особенно когда дело касается любовных отношений. Кшиштофу Грабовскому удалось еще больше обострить впечатление недетскости происходящего. На месте его героя можно представить любого человека, который спрятал под маской неприступности свои страхи и сомнения.

Реклама

Поразительно, но несмотря на то что постановка формально лишилась одного героя, она сохранила целостность. 45 минут (которые пролетели, как 20) вместили историю о многих вещах: о любви, одиночестве, человеческой уязвимости. При этом спектакль нельзя назвать грустным: в зале не единожды раздавался смех. И это сочетание смешного и серьезного родило живую, гармоничную постановку.

«Белая Вежа-2014»: Актер из Кельце Кшиштоф Грабовски представил моноспектакль «Милка»

После спектакля корреспондент «БГ» побеседовала с актером и режиссером Кшиштофом Грабовским.

– В оригинальном тексте Михала Вальчака два героя. Почему вы решили оставить только одного?

– Да, текст «Песочница» в оригинале написан для двух персонажей – Милки и Протажека. И все люди в Польше, которые знают этот текст (а это один из лучших текстов последнего двадцатилетия в Польше), брались за голову, думая, что это невозможно, невыполнимо – сделать моноспектакль по нему. Мне показалось, что если убрать персонаж Милки, который очень важен в тексте, то это придаст больший вес одиночеству Протажека. Он разговаривает с существом, которого нет, но он хочет, чтобы на самом деле она, Милка, была. Он понимает, что вокруг него есть какие-то зрители. Он понимает, что вокруг него вращается целый мир, но он в этом мире один. Он создает ситуацию, в которой пытается понравиться существу, придуманному им самим. Но даже это существо его не принимает, под этим подразумевая, что он не принимает сам себя.

Реклама

Мне кажется, что моноспектакль больше дает этому тексту, чем отбирает. Хотя это кастрация первоначального варианта. Но я спросил у Михала Вальчака, допустима ли такая кастрация.

– Михал Вальчак видел этот спектакль?

– Вообще этот текст был сделан тысячей разных способов. Этот текст играли на пляже, играли в семь персонажей, где был Бетмен и профессор из НАСА, играли о геях, о маленьких детях, о бабушках и дедушках в доме престарелых. Этот текст игрался на каждом континенте, и Михал Вальчак видел его в миллионах версий. Но мне было важно не делать с текстом чего-то против его воли. Я значительно сократил текст, а на это согласился бы не каждый драматург. Он, во-первых, дал мне разрешение, во-вторых, принял эту версию.

«Белая Вежа-2014»: Актер из Кельце Кшиштоф Грабовски представил моноспектакль «Милка»

– О чем для вас в первую очередь этот спектакль: о любви, одиночестве, о чем-то еще?

– Я не хотел бы об этом рассказывать, потому что каждый зритель может найти что-то для себя в этом спектакле. Каждый парень может узнать частичку себя в этом Протажеке. У каждого из нас в воображении есть какая-то девушка, с которой мы хотели бы быть. Мы представляем идеальную девушку, но в итоге ссоримся с ней. И не потому, что ненавидим: можно любить и тем более ссориться. Поэтому я не могу однозначно сказать, что это история о том-то и том-то.

Я играл этот спектакль много раз, и каждый раз играю иначе. Не бывает двух похожих. Временами я играю этот спектакль в гараже, где сто автомобилей и я нахожусь между ними. Иногда играю под открытым небом. Когда я приезжаю куда-то, то всегда договариваюсь приехать на день раньше, чтобы увидеть сцену и понять, как сделать спектакль в этот раз. Приехав в Брест, я влюбился в освещение зала и хотел, чтобы зрители сидели на сцене, а я был на высоте среди отражателей. Но директор не согласился из-за техники безопасности. Поэтому я решил играть на лесах.

Когда я выхожу на сцену, то проживаю эту историю в данный момент. Я не пытаюсь, если один спектакль пошел хорошо, сделать второй таким же. Поэтому каждый раз подхожу к нему по-новому. Всегда беру что-то от себя и от зрителей. Если я один день счастливый, то автоматически и мой персонаж в спектакле счастливее.

– Какие у вас впечатления от нашего фестиваля?

– Фантастические. Я очень благодарен Польскому институту в Минске, который организовал эту поездку. Организация фестиваля очень понравилась. Я за несколько месяцев уже знал, когда приезжаю. И специально для меня изменили расписание, потому что в среду (17 сентября – прим. авт.) у меня премьера в Кельце. Директор согласился, чтобы я приехал в тот день, который у меня был свободен. Меня провели по городу, показали интересные места. Я в восторге от этого фестиваля. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.