Прислать новость
  • 17 °C
    Погода в Бресте

    17 °C

  • 3.5664
    Курс валюты в Бресте
    USD3.5664
    EURO7.0634
    100 RUB8.4629

Ольга Шпарага прочитала лекцию по современному искусству в Бресте

01.04.2014 16:01

О том, что такое сообщества, какими они бывают и как их тема раскрывается в работах современных художников, говорили 27 марта в областной библиотеке им. М.Горького.

С лекцией «Сообщества сегодня. Сообщества и современные художники» выступила философ, редактор интернет-журнала «Новая Европа», доцент Европейского гуманитарного университета Ольга Шпарага. Встреча продолжила серию лекций об искусстве в рамках образовательной платформы, созданной театром «Крылы халопа».

По словам лектора, сообщества сегодня упоминаются в разных контекстах. Так, социологи говорят о сообществах переживаний, где важно эмоциональное взаимодействие между участниками. Кроме того, речь идет о сообществах воспоминаний – могут возникать вокруг различных памятников, так как люди связывают историю города со своей биографией; сообществах стилей жизни, например, музыкальных; а также в более строгом смысле слова – сообществах политических, этических, моральных.

Реклама

Решающие типы социальной связи во всех видах сообщества – соучастие и сопереживания. Людей объединяют общие ценности, любимые занятия, воспоминания, протест. Впрочем, как отметила Ольга Шпарага, некоторые теоретики, например, Эмиль Дюркгейм, говорили, что для сообщества важнее различия, а не общность между членами. Люди объединяются, поскольку им важно сохранить понимание мира, отрефлексировать проблему.

По мнению лектора, понять, как функционируют сообщества сегодня, можно, анализируя то, какие работы создают современные художники и как объединяются в коллективе. В качестве примера Ольга Шпарага привела несколько проектов.

Так, в 2010 году белорусский художник Михаил Гулин представил интерактивный объект «Доска почета. Победители добра». Но вместо передовиков производства автор поместил на доску фотографии белорусских и зарубежных «победителей добра»: политиков, культурных деятелей и т. д. – и предложил людям менять снимки. «Можно сказать, что таким образом ситуативно сформировалось сообщество. В то же время возникла коммуникация между настоящим и прошлым, поскольку доска отсылала к советской практике. Но эта практика была переосмыслена», – пояснила Ольга Шпарага.

Еще одним примером может служить проект Сергея Шабохина Wozu Poesie? («Зачем поэзия?») Минский художник предложил поэтам из европейских стран поделиться своими мыслями по поводу того, в чем смысл поэзии. «С одной стороны, задача художника заключалась в том, чтобы представить свое национальное сообщество, с другой – литературное, – прокомментировала лектор. – Кроме того, можно говорить о гражданской позиции, поскольку с написанным лозунгом нужно было выйти в публичное место».

Берлинский коллектив «Римини Протокол», работающий в жанре документального театра, делает проект «100% город». Организаторы собирают сто человек, которые представляют весь город – все социальные, возрастные, гендерные группы. Взаимодействуя друг с другом, люди открывают представителей других культур, среды. Такое ситуативно сформировавшееся сообщество дает возможность получить ответы на вопросы, которые в другой ситуации и не поставишь. Проект представили в Берлине в 2008 году, а после в Осло, Лондоне, Кракове и других городах.

Таким образом, заключила Ольга Шпарага, для современных художников важно услышать голоса исключенных из сообщества, спровоцировать участие. В этих практиках художники делают видимыми ситуативные сообщества, устанавливают связи между приватным и публичным, локальным и глобальным.

Реклама

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.