Прислать новость
  • 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.6398
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6398
    EURO3.1403
    100 RUB3.4181

В Брестском театре кукол поставили спектакль «Самозванец»

18.12.2013 22:24

К «комедии о настоящей беде государству» обратился Брестский театр кукол. Предпремьерный показ спектакля «Самозванец» прошел 12 декабря.

Страничка истории, рассказывающая о царе Борисе Годунове и беглом монахе Григории Отрепьеве, который выдал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, известна со школьной скамьи. Помнят ее по главе из учебника да по сочинению Александра Пушкина «Борис Годунов». Последнее произведение и легло в основу спектакля, который поставил в Брестском театре кукол минский режиссер Алексей Лелявский. Получилась остроумная «народная» комедия, которую впору показывать на площадях перед большим скоплением людей. Актеры кричат в рупор, мгновенно перевоплощаются в новых героев и провоцируют зрителей на ответную реакцию.

По словам режиссера, к пьесе «Борис Годунов» он обратился по нескольким причинам. «К несчастью, я обнаружил, что мы читаем не совсем Пушкина, а то, что осталось после цензуры. Конечно, есть дополнения в полном собрании сочинений, есть письма, но думаю, это поздний период исключений, когда сам Пушкин понимал, что цензура все настолько обкромсала, что нужно сохранить форму, дух произведения. Пришлось исключить некоторые народные сцены и матерщину, французскую и отечественную», – пояснил Алексей Лелявский. Интерес вызвало совпадение дат: пьеса была закончена в ноябре 1825 года, когда поэт находился в ссылке в Михайловском, а 14 декабря произошло восстание на Сенатской площади. Но публиковали произведение годы спустя, и, естественно, оно не так остро воспринималось читателями.

Реклама

«Наверное, в развитии любого общества есть моменты, когда нужно или не нужно произведение делать. В самый застойный период появляется «Борис Годунов» в Ленинградском ТЮЗе. Тогда было понятно, о чем спектакль, потому что все молчали, народ молчал», – рассказал режиссер.

Историей о молчаливом народе стал и нынешний спектакль. Здесь народ – большие (выше актеров) куклы, которые на протяжении всей постановки стоят на сцене и «наблюдают» за происходящим. Куклы «живые», с экспрессивными выражениями лиц, но они не могут вмешаться в действие, которое разыгрывается сильными мира сего. Правда, насколько сильными, вопрос неоднозначный.

В Брестском театре кукол поставили спектакль «Самозванец»

В Брестском театре кукол поставили спектакль «Самозванец»

Борис Годунов в исполнении Владимира Тевосяна оказывается неуверенным, даже аморфным правителем, облаченным в красный мешок, из которого едва вытащишь руки, и шапку-ушанку. Ему и двигаться непросто, не то чтобы управлять страной. Режиссер этот мешок сравнил с коконом, из которого появляется «странное антропоморфное явление Борис Годунов».

Патриарха Лелявский усадил на игрушечного коня-качалку. А в сцене разговора Григория Отрепьева и Марины Мнишек место актрисы заняли большое изображение обнаженной дамы и миниатюрная статуэтка, с которыми попеременно общается Григорий. В этих предметах отразилось то, какой видит Марину Отрепьев (то есть маленькой фигуркой), и то, какая она есть.

Действующих лиц в пьесе немало, но в спектакле задействованы всего шесть артистов. Всем им довелось сыграть несколько персонажей. Больше всего «не повезло» Юрию Тесле: он воплотил сразу 7 образов. Но, несмотря на такую быструю смену действующих лиц, смысл постановки не теряется.

Реклама

В финале Григорий Отрепьев предстает уже правителем. В руки ему дают скипетр и державу, и царь гордо задирает нос. Но облачен он в тот же сковывающий движения красный мешок. А у ног Отрепьева – народ, которого он просто не замечает.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.