Прислать новость
  • 1 °C
    Погода в Бресте

    1 °C

  • 2.4761
    Курс валюты в Бресте
    USD2.4761
    EURO2.5812
    100 RUB3.9346

Возвращение в детство: советский ответ Диснею

17.07.2009 12:00

Много раз режиссер Вячеслав Котеночкин порывался поставить точку в работе над «Ну, погоди!», но отступал под напором зрителей. Благодаря им погоня Волка за Зайцем не прекращалась на протяжении почти 25 лет.

Не обижай маленького

В этом году мультсериалу «Ну, погоди!» исполнилось 40 лет. Премьера шедевра киностудии «Союзмультфильм» на ЦТ состоялась 1 января 1969 года. Тогда авторы и не помышляли о сериале, решив снять лишь один фильм. Успех пришел сразу. Зрители требовали продолжения. Ежегодно, вплоть до 1986 г., на экранах появлялась новая серия.

Реклама

Изначально «Ну, погоди!» был госзаказом. От создателей чиновники потребовали двух вещей: сделать мультфильм лучше, чем у Диснея, и чтобы было смешно. Денег на это они не пожалели. Однако, несмотря на господдержку, первые шаги давались нелегко.

Никто из режиссеров «Союзмультфильма» не хотел участвовать в проекте. Вячеслав Котеночкин оказался единственным, кто не отверг предложенный сценарий, но с помощью писателей-сатириков Аркадия Хайта и Александра Курляндского изменил его.

За основу была взята тема «Не обижай маленького, а то сам попадешь в дурацкое положение». Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котеночкина получился мультфильм с сомнительной идеологией и с еще более сомнительной воспитательной ценностью. Это не устраивало цензуру, которая мучила авторов вопросами: почему Волк курит, плюется, где поучительная идея?

«В Союзе кинематографистов нам часто задавали вопрос: вы сделали фильм, он веселый, но что несет доброго, вечного? Мы отвечали, что это и есть наша задача – смешить и развлекать, – вспоминает Курляндский. – Хотя вообще-то мы старались и в старых, и в новых сериях избегать сатирических интонаций. Ведь между юмором и сатирой есть большая разница. Юмор вечен. Так что мы в принципе делали именно смешной фильм. И еще мы сделали добрый фильм, потому что, каким бы злым ни казался Волк, он никогда не съест Зайца».

Все обошлось. После триумфа первой серии цензорам намекнули с самого верха: оставьте создателей в покое. Сериал мог завершиться и на четвертой серии. Однако после получения «золотой» премии на международном кинофестивале решили продолжать…

Впоследствии «Ну, погоди!» еще дважды закрывали. Первый раз, когда уехал в Израиль один из сценаристов Феликс Кандель. Из-за смены гражданства его фамилию даже убрали из титров (позже ее заменили фамилией Камов). Второй раз – когда умер Анатолий Папанов. Жизнь персонажа после смерти актера режиссеру казалась совершенно невозможной.

Как озвучивать сериал дальше? К тому времени было отснято уже 16 серий. 17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. Выяснилось, что звукооператор бережно хранил все записи актера, фрагменты озвучки предыдущих серий, рассказанные им анекдоты. Из этого материала и сделали 2 фильма. А сценарий подогнали под эти фрагменты. Последние серии в озвучке Папанова были сняты в 1993 году. «Наконец-то в сериале поставлена точка», – думал Котеночкин.

Кина не будет?..

Реклама

Не тут-то было. После смерти режиссера его сын Алексей Котеночкин снял 19-ю и 20-ю серии «Ну, погоди!»

Свое намерение продолжить дело отца Котеночкин-младший объяснил многочисленными просьбами зрителей. Новые приключения Зайца и Волка озвучили пародист Игорь Христенко и актриса Ольга Зверева.

Цель сымитировать голоса Румяновой и Папанова не ставилась. Новые актеры должны были просто «быть аутентичны своим персонажам». Надо заметить, что постсоветские серии значительно уступают в популярности 16-ти советским сериям.

История мультфильма «Ну, погоди!» все же закончилась. В 2006 году в Минске, на фестивале детского и юношеского кино «Листопадик», где состоялась премьера последних серий, сразу после показа Алексей Котеночкин сообщил, что Волк и Заяц отправлены на пенсию за профнепригодность. Мол, они нынче непопулярны, неактуальны и не выдерживают конкуренции. Пусть говорит! «Ну, погоди!» до сих пор был и будет самым любимым мультфильмом для многих детей и взрослых. По количеству остроумных поворотов сюжета, шуток и шлягерных мелодий он способен составить достойную конкуренцию лучшим диснеевским мультфильмам.

«Ну, погоди!» любили только зрители. Чиновники и многие коллеги режиссера в основном критиковали мультфильм, называя его жалкой копией «Тома и Джерри». Между тем Котеночкин впервые увидел американский мультфильм только в 1987 году. К этому времени он снял 16 серий «Ну, погоди!»

«Если друг оказался вдруг…»

Первоначальные образы Волка и Зайца, представленные в пилотном выпуске, были другими: бандитской внешности Волк и беспомощный Заяц. Художнику рекомендовали кардинально изменить имидж персонажей. Так Волк превратился в мягкого простофилю, а Заяц в озорника, который может постоять за себя.

Кстати, режиссер Котеночкин наделил Волка своей пластикой и походкой и хотел, чтобы тот заговорил голосом Владимира Высоцкого, который в СССР простыми людьми воспринимался как представитель преступного мира, благодаря своим стилизациям под блатную песню. Высоцкий даже согласился. Но тут вмешалась цензура – бард был под запретом. Утвердили Анатолия Папанова, который впоследствии заработал прозвище «Заслуженного Волка СССР». На роль Зайца без всяких проб взяли Клару Румянову. А голос Высоцкого в мультфильме все же появился. Именно он насвистывает мотив из популярного тогда фильма «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…», когда Волк лезет по канату к Зайцу).

Как озвучивали можно посмотреть и послушать ЗДЕСЬ

«Волк – это мы, работяги…»

Волк и Заяц, пожалуй, лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма». Когда решили, что это будет фильм-погоня, остановились на паре, наиболее присущей русским народным сказкам.

Но в отличие от сказочного Волка-убийцы, Волк из «Ну, погоди!» не кровожаден и не страшен. Он смешон, очень обаятелен и симпатичен. Хулиган-Волк с папироской в зубах, в пестрой рубашечке, модных брюках-клеш и с прической а-ля «Битлы» олицетворял тип советского тунеядца, в общем-то, незлобного, незадачливого.

Заяц и Волк воюют не по-настоящему, в трудные минуты всегда готовы прийти на помощь друг другу. Заяц навещает искалеченного Волка в больнице, помогает ликвидировать пробоину в борту корабля, плачет над обгорелой перчаткой Волка, думая, что тот погиб. Мультфильм, наряду с яркой развлекаловкой, воспитывает чувство сострадания, доброту и отзывчивость. И что удивительно, симпатии детей всегда в большинстве своем на стороне Волка, ему сочувствовали, хотя и за Зайца переживали.

Однажды художник, нарисовавший персонажей «Ну, погоди!», стоял в очереди за водкой, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк – это мы, работяги, а Заяц – это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается». Персонажи мультфильма всегда имели социальную привязку, именно в этом и заключался секрет их популярности.

А музыка звучит….

* В «Ну, погоди!», в отличие от других мультфильмов, в качестве саундтрека не использовалась специально написанная музыка. Сериал был построен на известных в то время шлягерах, которые подбирал сам Вячеслав Котеночкин. Об авторских правах на музыку тогда речи не шло. Но однажды ему позвонил композитор Давид Тухманов. «Вы в одной серии вставили мою музыку», – сказал тот. «Ну вот, началось!» – с тоской подумал режиссер. А Тухманов ему: «Знаете, я вам безгранично благодарен, нельзя ли с вами встретиться и распить бутылочку коньяка?»

* Композитор Геннадий Гладков написал песню о Снегурочке и Деде Морозе. Для нескольких серий песни написали Зацепин и Мигуля. Музыку к 19-й и 20-й сериям написал клавишник группы «Машина времени» Андрей Державин.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Подпишитесь на наши новости в Google

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.