• 5 °C
    Погода в Бресте

    5 °C

  • 2.5708
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5708
    EURO2.7798
    100 RUB3.366

Проект «…Твой Ежи» – о Бресте, открытках, кинематографе

123 25.07.2013 10:46

История открытки, история музыки, история любви… Такие слова значатся на афише выставочного проекта «…Твой Ежи», начало которому было положено 17 июля.

Именно в этот день в холле отеля «Эрмитаж» состоялось открытие выставки почтовых открыток 1940 – 70 гг. из семейного архива Игоря Павлова. Послания на протяжении 30 лет отправлял его прадед, польский флейтист Ежи Гаврилюк, своей жене Вере. Гастролируя по Чехии, Италии, Китаю, Канаде и другим уголкам мира, он не забывал послать весточку домой, неизменно подписываясь «Твой Ежи». Всего в экспозиции, которую можно посмотреть до 1 августа, представлено 49 открыток.

Туристы в родном городе

Одной выставкой организаторы решили не ограничиваться, приурочив к ней несколько мероприятий, так или иначе связанных с тематикой экспозиции. «Идея экскурсионной прогулки по городу возникла потому, что герои нашей выставки – люди, которые родились в Бресте и жили тут в довоенное время, – рассказал Игорь Павлов. – Поэтому мы решили вспомнить, каким был город в те годы».

Реклама

Прогулка «Тени забытого Бреста», которую провела Лариса Ботух, прошла 18 июля. Пересказать трехчасовую экскурсию невозможно, остановимся лишь на некоторых интересных пунктах маршрута. Началось путешествие с улицы Леваневского. Район, находящийся недалеко от современной улицы Ленина, возник в 1920-е годы. «В 1923 году Брест получил название Брест-над-Бугом, – рассказала Лариса Ботух. – Это был центр Полесского воеводства, куда начали приезжать архитекторы, чтобы отстроить воеводский центр».

Работы возглавил варшавский архитектор Юлиан Лисецкий, который строил особняки в так называемом «национальном стиле». Предназначались они для польских чиновников. Власти обязали их разводить рядом с домом цветы, такая традиция частично сохранилась до сегодняшнего дня.

Реклама

Юлиану Лисецкому принадлежит и проект сегодняшнего стадиона «Динамо», который был построен в 1934 – 36 гг. и носил имя Юзефа Пилсудского. По словам Ларисы Ботух, это был очень знаменитый и самый современный стадион во Второй Речи Посполитой. Трибуны его были рассчитаны на 10 тысяч зрителей. Сегодня, после реконструкции, стадион стал вмещать всего на 5 тысяч зрителей больше.

Обратила внимание экскурсовод на здание по адресу Советских Пограничников, 34, где до недавнего времени располагался Государственный архив Брестской области. До 1939 года в постройке XIX века находились Брестская поветовая комендатура и дефензива – следственный отдел Государственной полиции Польши. Во время фашистской оккупации в здании располагалось гестапо.

В здании БрГУ им. А.Пушкина по улице Мицкевича некогда была мужская гимназия. «В начале XX века Романовы, собираясь праздновать 300-летие царствования, решили построить на территории Российской империи 300 гимназий. Одной из них стала гимназия в Брест-Литовске, по такому же проекту построили здание в Гродно», – рассказала Лариса Ботух. В 1920 – 30 гг. учебное заведение носило имя польского революционера Ромуальда Траугутта.

К сожалению, большинство исторических памятников не сохранились до наших дней. Единственным напоминанием о средневековым городе служит камень, установленный на пересечении улиц Ленина и Гоголя. «Когда-то на 3 километра восточнее располагался древний Брест, и только в 1836 году он был перенесен в связи со строительством Брестской крепости на то место, где располагается сейчас, а древний Брест был уничтожен», – отметила экскурсовод.

Не уцелело и уникальное дорожное покрытие, которым некогда были вымощены улицы города. Плитка шестигранной формы толщиной в 15 сантиметров называлась трилинкой – по имени изобретшего технологию польского инженера Владислава Трилинского. В конце 1980-х трилинку с улицы Ленина убрали и положили асфальт. Сохранилось покрытие только во внутреннем дворе администрации Ленинского района и перед фасадом Гершонской церкви.

Полный авангард

Для киноманов в рамках проекта 23 июля был проведен показ короткометражных польских фильмов, лаконично названный «Кохам кино», и дискуссия с участием минского критика Андрея Расинского. «Согласно нашей концепции, короткометражки можно рассматривать как живые открытки, – пояснил Игорь Павлов. – Как и открытки, фильмы выполняют функцию коммуникации. Они адресованы определенной аудитории или конкретному человеку».

Реклама

Вниманию зрителей были представлены ленты в жанре экспериментального кино, снятые в период с 1940-х по 2000-е годы. По словам Андрея Расинского, этот период в польском кинематографе интересен тем, «что режиссеры проводили удивительные эксперименты с формой, иногда такие, которые в Советском Союзе авторы позволить себе не могли. В Польше их очень часто проводили молодые авторы, ученики киношкол. Это могли быть приемы, просто использованные в учебе, или те, что позже входили в великий кинематограф».

Самой старой короткометражкой, представленной на показе, оказалась лента 1944 года «Глаз и ухо» Стефана и Франциски Темерсон. Вдохновленные четырьмя песнями Кароля Шимановского, режиссеры экспериментировали с сочетанием звука и изображения.

Проект «…Твой Ежи» - о Бресте, открытках, кинематографе

Познакомили зрителей с разнообразными экспериментами Збигнева Рыбчинского, к примеру, мультфильмом «Танго». Режиссер последовательно заселил небольшую комнату 36 персонажами. Кажется, что они вот-вот столкнутся, но в последний момент героям удается обойти друг друга. Реализовать такую задумку в 1980 году было технически сложно, особенно с учетом того, что автор не применял компьютерные технологии.

Юлиан Антониш в 1977 году и вовсе отказался от камеры. Короткометражка «Солнце» была просто процарапана на пленке.

Закрыть кинопоказ организаторы решили документальным фильмом «Говорящие головы» Кшиштофа Кеслевского, который интересен не столько формой, сколько содержанием. Режиссер опросил людей от 1 до 100 лет о том, кто они такие и о чем мечтают. В результате получился своеобразный психологический портрет польского общества 1980-х годов. А возможно, и любого другого общества, ведь люди отвечали, что хотят свободы, толерантности, честности. Не такие уж оригинальные желания, но, как правильно заметил один из героев ленты, следовать им сложнее всего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.