• 0 °C
    Погода в Бресте

    0 °C

  • 2.5846
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5846
    EURO2.7943
    100 RUB3.3569

Вперед в будущее

68 18.07.2013 09:10

Телевизионному фильму «Гостья из будущего», ставшему культовым среди детворы 1980-х, пришлось попылиться на полке. Студийное начальство не верило, что он будет интересен зрителю, и почти не выделяло средств на съемки. Но, как это часто бывает, успех ленты превзошел все ожидания.

Алиса пришла на пробы за компанию

Съемки картины о приключениях московской школьницы Алисы Селезневой, которая попала в прошлое из второй половины XXI века, начались тридцать лет назад, в 1983 году. В основу ленты легла повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Режиссером фильма выступил Павел Арсенов, который ранее работал над «С любимыми не расставайтесь», «Смятением чувств». Снимать детскую картину он не планировал, но однажды разговорился с режиссером «Москвы – Кассиопеи» и «Через тернии к звездам» Ричардом Викторовым, который предложил ему поработать в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычевым и решил экранизировать его книгу.

Исполнительница главной роли Наташа Гусева попала на съемки случайно. За плечами у актрисы была одна кинороль – школьницы в детской короткометражке «Опасные пустяки». На пробы «Гостьи из будущего» Наташа пришла за компанию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста. Режиссер сразу увидел в девочке героиню Булычева, хотя характером стеснительная Наташа совсем не походила на бойкую и яркую Алису. «Зацепил» создателей ленты неземной взгляд. Интересно, что на вопрос Павла Арсенова «Какой твой год рождения?» взволнованная девочка ответила: «1872-й». Режиссер засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого».

Реклама

Остальных актеров выбрали среди школьников. У некоторых из них был киноопыт. Например, Алеша Фомкин, сыгравший Колю Герасимова, снимался в «Ералаше».

Будущее создавалось «примитивными методами»

Пятисерийный фильм снимали в течение двух лет, и за это время юные актеры успели повзрослеть. Производство ленты стартовало со съемок побега Алисы и Юли из больницы, и пижама, в которую одета Наташа Гусева, ей велика. Однако во время предшествовавшей побегу сцене в палате пижама впору, потому что эпизод снимали спустя год и девочка подросла.

Картину создавали в Москве и в Гаграх, поэтому в столице будущего можно увидеть кипарисы и пирамидальные тополя. На улицах зачастую использовали скрытую камеру, чтобы эпизоды погонь и прогулок выглядели максимально естественно – реакция прохожих искренняя.

Реклама

В 1980-х в советском кино только начали осваивать компьютерные технологии, поэтому чаще использовались комбинированные съемки. По словам художника-постановщика Ольги Кравчени, будущее делали «очень примитивными методами». «Космопорт» создавался из стеклянных труб, которые использовали на химических заводах, – рассказывала она. – Верхняя часть «Космопорта» дорисовывалась, «домакечивалась» и снималась на совмещении с нижней частью декорации. Кроме того, кино снимали на пленке, на которой надо было работать с «масками», то есть снимали одну часть изображения, а потом впечатывали другую».

На создание миелофона вдохновила дизайнер Елена Рыбникова, работавшая в то время на оптико-механическом заводе. Она принесла кристаллы и призмы, которые используются в производстве фотоаппаратов. «Тут режиссер и ухватился за идею кристалла как миелофона. Был склеен более сложный кристалл, придуман футляр для него, а средствами комбинированных съемок он приобрел жизнь, излучал свет, став волшебным кристаллом», – объясняла Ольга Кравченя.

На съемках – не без курьезов

Во время съемочного процесса происходило множество интересных ситуаций.

* Сцена, где Алиса и Юля загримировались под взрослую даму, чтобы спастись от пиратов, снималась с большими трудностями. Исполнительница роли Юли Марьяна Ионесян физически не могла носить на своих плечах Наташу Гусеву. Поэтому «ногами» стал Алеша Фомкин. На мальчика надели школьное платье и гольфы, и он весь съемочный день протаскал Наташу на себе. Под плащом Алеша ничего не видел, поэтому команды ему подавала сама девочка.

* Чтобы снять рекордный прыжок в длину Алисы, оператора вместе с камерой закопали в песок. Но Наташа все равно очень боялась, что недопрыгнет и приземлится на дорогостоящее оборудование.

* Волосы Наташи Гусевой постоянно отрастали, и режиссер сам стриг актрису. За прической Алеши Фомкина, напротив, никто пристально не следил, поэтому в сценах пребывания Коли Герасимова в Москве будущего, снятых в разное время, можно заметить, что мальчик периодически то обрастает, то становится аккуратно подстриженным.

Реклама

* Робот Вертер, собираясь увольняться, говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». Это своеобразная шутка для своих: в годы создания фильма Михаил Литвак был директором Первого творческого объединения киностудии им. Горького.

* В сценарии есть эпизод, где Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводившего в школе сеанс одновременной игры. Шахматиста играл Раднэр Муратов, известный по роли Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи». Эпизод был снят, но по неизвестной причине в окончательную версию фильма не вошел.

* В сцене, где Алиса говорит по-английски, ее озвучивает англоязычная девочка, приглашенная из посольства.

* Во время разговора профессора Селезнева с Крысом имитацией инопланетной речи послужила записанная задом наперед скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит».

Завершенный фильм некоторое время пролежал на полке, потому что начальство не верило, что детям интересна тема будущего. По этой же причине финансирование ленты было минимальным, Павлу Арсенову пришлось расстаться с идеей зоопарка с космическими животными. Премьера «Гостьи из будущего» прошла после смены руководства страны. Картину, как известно, ждал оглушительный успех.

Впоследствии режиссер снял еще один фильм об Алисе «Лиловый шар» с Наташей Гусевой в главной роли. Но успеха «Гостьи из будущего» картина не снискала. Кинокарьере Гусева предпочла профессию биотехнолога и лишь изредка появляется на экране. Алексей Фомкин поступил на работу во МХАТ им. Горького, но через три месяца был уволен за прогулы. Он уехал во Владимирскую область, стал мельником и погиб в 1996 году при пожаре в квартире. Марьяна Ионесян эмигрировала в США, где работает бизнес-консультантом.

При подготовке использованы материалы сайтов vestnikk.ru, interesnotyt.ru, letidor.ru и других открытых интернет-источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.