Прислать новость
  • 4 °C
    Погода в Бресте

    4 °C

  • 2.6234
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6234
    EURO3.1515
    100 RUB3.5161

Сергей МАКОВЕЦКИЙ: «Повторяться не хочется, поэтому от многого приходится отказываться»

94 20.06.2013 11:38

В июне отметил 55-летний юбилей Сергей Маковецкий. Его кинематографическая карьера началась более 30 лет назад. Творческий багаж актера составляют роли в фильмах «Про уродов и людей», «Российский бунт», «72 метра», «Ликвидация» и многих других.

Увлекся театром «насильно»

Сергей Маковецкий родился 13 июня 1958 года в дачном поселке Дарницы, расположенном на окраине Киева. Актер носит фамилию матери, так как отец покинул семью еще до рождения ребенка. Будучи постоянно занятой, мама, которая работала на киевском заводе искусственных кож «Вулкан», часто оставляла мальчика на попечение соседей, а летом отправляла к родственникам в деревню.

Сергей рос спокойным и ответственным ребенком, хорошо учился. Он серьезно занимался спортом, добился успехов в водном поло и легкой атлетике. Мальчик пробовал себя в народных танцах, хоровом пении, учился играть на барабанах. О том, чтобы выступать на сцене, Сергей не помышлял, пока в восьмом классе учительница насильно не заставила его участвовать в самодеятельном театре, где ставили «Лес» Александра Островского.

Реклама

«Сначала – только ужас, дикий страх, – вспоминал Маковецкий о своих ощущениях на сцене. – А потом вдруг забыл о том, что есть публика. Хорошо вам, трагикам, говорил я – и плакал. Не помню, что там я испытывал, но на какой-то момент забыл о зрителях, это точно. Наверное, это и есть «правда переживаний»?»

С этого момента и началось увлечение театром. Сразу после окончания школы в 1975 году юноша попробовал поступить в Киевский институт театрального искусства им. Ивана Карпенко-Карого, но попытка не увенчалась успехом. Проработав год рабочим сцены в киевском театре русской драмы им. Леси Украинки, Маковецкий уехал в Москву и был принят в Высшее театральное училище им. Бориса Щукина на курс Аллы Казанской.

Путь к успеху длился почти 10 лет

Сергей Маковецкий дебютировал в 1980 году на сцене театра им. Евгения Вахтангова в спектакле «Старинные водевили», где он сыграл Карпа Полуду, простодушного провинциального режиссера, без памяти влюбленного в театр. Молодой актер привлек к себе внимание зрителей и прессы, тем не менее еще несколько лет выходил на сцену в эпизодических ролях. Не лучше обстояли дела и в кино: поначалу актеру доводилось принимать участие в фильмах, которые не привлекали к себе внимания.

Реклама

В эти годы Маковецкий познакомился с будущей женой Еленой. Произошло это в коридорах Одесской киностудии, где женщина стояла в компании Станислава Говорухина и других режиссеров. Говорухин пошутил, что Елена никогда не выйдет замуж. «Да если захочу, первый встречный молодой мальчик на мне женится! – ответила она. – И вижу по очертаниям, что по темному коридору бежит мужчина. Я ему: «Молодой человек, вы на мне женитесь?» Он на ходу: «Женюсь!» – «А когда?» – «На майские». И исчез. В тот же день стук в кабинет, заходит мальчик и спрашивает: «А где здесь моя супруга?!» Я ему говорю: «Вы ошиблись, всех мужей наших сотрудниц мы знаем». А он посмотрел на меня и говорит: «Это не вы здесь утром стояли? Я получил первый в своей жизни гонорар и приглашаю вас и ваших коллег в ресторан». Маковецкий сдержал свое обещание, несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте, пара до сих пор вместе.

Успех стал приходить к актеру в конце 1980-х. За роль вкрадчивого китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира» Маковецкий в 1989 году получил премию на фестивале «Московская театральная весна». Год спустя режиссер Роман Виктюк предложил ему сыграть композитора Дмитрия Шостаковича в спектакле «Уроки мастерства». С этого времени актер по совместительству с театром им. Вахтангова стал играть в театре Виктюка.

Начало следующего десятилетия ознаменовалось для Маковецкого и первым большим успехом в кино. В 1992-м Сергей Васильевич сыграл роль интеллигента-отшельника Ильина в картине «Патриотическая комедия» Владимира Хотиненко. А затем режиссер пригласил его на главную роль в философской притче «Макаров». Лента рассказывает о провинциальном поэте Александре Макарове, который по случаю приобретает пистолет. Оружие постепенно занимает значительное место в жизни героя, вытесняя все остальное. За эту роль Маковецкий получил премию «Ника» как лучший актер и другие награды.

Сниматься у Балабанова приходилось вслепую

Неожиданно для себя Сергей Васильевич стал одним из самых востребованных российский актеров. Режиссеры часто видели его в роли злодеев, что блестяще воплотилось в картине Алексея Балабанова «Про уродов и людей». Маковецкий сыграл Иоганна, владельца ателье, специализирующегося на порнографических фотографиях.

Чтобы создать более достоверный образ, актер приобрел линзы для глаз. «Леша сначала отказался, – вспоминал Маковецкий, – но я упросил его зайти в салон оптики. Мне дали линзы, в которых, по-моему, было минус триста диоптрий. Но он посмотрел на меня внимательно и кивнул: «Ты знаешь, да». Я почувствовал, что глаза должны быть другими. И получился невероятно колючий, холодный, пронизывающий взгляд. До этого я не мог до конца понять героя, что же с ним происходит, отчего такая заторможенность, отчего, как объяснял Леша, он говорит не сразу, а через паузу».

В дальнейшем актерский багаж Маковецкого пополнился ролями влюбленного мерзавца Швабрина в «Русском бунте», Валентина Белкина в культовом «Брате-2». При этом у актера не случилось звездной болезни. Если ему интересна роль, он готов сниматься за небольшую плату, как было, например, в короткометражке Александра Велединского «Ты да я, да мы с тобой». Вместе с Владимиром Стекловым они сыграли братьев – железнодорожных обходчиков, живущих в российской глубинке.

Реклама

В 2004 году на экраны вышла военная драма «72 метра», рассказывающая об аварии на подводной лодке «Славянка». Роль гражданского врача Черненко, впервые попавшего на субмарину, автор сценария Валерий Золотуха писал специально для Маковецкого. «Единственно, мы с ним договорились, что я буду убирать чрезмерную истеричность моего героя. Мне не захотелось, чтобы в конце, когда его будут отправлять на поверхность, возник вопрос: его-то за что спасают? Я понял, что он абсолютно не истерик, ему так же страшно, как и всем. И он не трус: он ведь мог отказаться в одиночку отправляться на поверхность – поверьте мне, уходить туда одному намного страшнее, чем оставаться вместе со всеми, – но не отказался. Он мог погибнуть, но он пошел в эту темноту», – рассказывал о своем персонаже Маковецкий.

Работал актер и в многосерийных телевизионных фильмах. Например, в «Гибели империи» Владимира Хотиненко, «Косвенных уликах» Вячеслава Криштофовича, «Ликвидации» Сергея Урсуляка. Единственное, чего избегает актер, – повторений. «Повторяться не хочется, поэтому от многого приходится отказываться. И задумываешься: а какой персонаж сегодня интересен, о чем сегодня нужно поговорить со зрителем, что тебя тревожит. И вдруг читаешь сценарий и понимаешь, что роль, пусть и небольшая, тебя зацепила».

Материал подготовлен по информации rusactors.ru, peoples.ru и других открытых интернет-источников

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.