• 17 °C
    Погода в Бресте

    17 °C

  • 2.409
    Курс валюты в Бресте
    USD2.409
    EURO2.6425
    100 RUB3.3935

Никас САФРОНОВ: «Лукашенко мне не позировал, но такая работа еще предстоит»

Никас САФРОНОВ: «Лукашенко мне не позировал, но такая работа еще предстоит»

77 06.06.2013 10:06

Понедельник 3 июня в Бресте отметился открытием персональной выставки Никаса Сафронова. Российский художник привез в наш город 76 работ на светскую и религиозную темы. Картины разместились в художественном музее, расположенном в Южных казармах Брестской крепости. 

Накануне вернисажа живописец провел пресс-конференцию, где рассказал о портрете Александра Лукашенко в костюме времен Франциска Скорины, отношении к современному искусству и своих лучших работах.

Об Александре Лукашенко

«Александр Григорьевич мне специально не позировал, у нас только есть договоренность. То есть эта работа еще предстоит. Я не люблю фотографии, тем более рисовать по фотографии, но есть собирательный образ, который я попытался воссоздать.

Реклама

Я с ним несколько раз говорил по телефону. Он скромничает, то у него посевная, то еще что. Но я считаю, что он президент великой страны и человек истории, он уже не принадлежит себе, поэтому должен позировать художникам. На выставке представлен его портрет, он был сделан в преддверии другой работы».

О детстве и первых работах

«Самая удачная моя работа была, когда мне было 4 года. Я вырезал перочинным ножиком из гипса замок и думал, что это шедевр. Сейчас, конечно, я понимаю, что это детский лепет. А в 11 лет я нарисовал на двери нашей детской спальни распятие. Это случилось после просмотра книги, где был черно-белый набросок Микеланджело. Я сделал распятие цветным. Все эти работы помнишь. Сначала думаешь, что работа прекрасна, через много лет, что она ужасна. Иногда думаешь, что работа неудавшаяся, а через некоторое время смотришь посторонним взглядом и понимаешь, что она прекрасно сделана. Шолохов пишет «Тихий Дон», а потом появляются более слабые работы. Иногда Феллини снимает плохие фильмы. Но лучше посмотреть слабый фильм Феллини, чем удавшийся плохого режиссера».

«Я не люблю оранжевый цвет. Когда я учился в школе, два лета работал на пивзаводе, а потом на хлебозаводе. У меня до сих пор остались шрамы на пальцах от горячего хлеба. На заработанные деньги я заказал в ателье вельветовый костюм. И, конечно, оранжевый, чтобы все знали, что это мой костюм. Но, когда я пришел первого сентября, меня проводила в класс вся школа. Никто ни слова не сказал, но костюм я покрасил в черный. Он, конечно, сел. С тех пор оранжевый цвет я не люблю. А любимые – болотный и небесный».

Реклама

О современном искусстве

«Меня как-то пригласили на передачу в поддержку китайского художника Ван Вэя. Я согласился, но потом узнал, что пригласили современных деятелей искусства, и решил посмотреть его работы. Самое главное, что он сделал, это разбил вазу, которой две с половиной тысячи лет, потоптал ее ногами и сказал, что это семечки. Ну, почти «Черный квадрат», пустота. (Вероятно, подразумевается не художник Ван Вэй, живший в VIII веке, а его современник Ай Вэйвэй и две его работы – серия фотографий «Роняя вазу династии Хань», а также инсталляция «Семена подсолнечника» из 100 млн выполненных вручную фарфоровых семян – прим. авт.). Но это не искусство. Такие акции поощрены в Америке, где нет своей исторической культуры. Сегодня все рассчитано на шок».

Увидеть портрет А.Лукашенко кисти Н.Сафронова посчастливилось только тем, кто пришел на открытие выставки. После вернисажа картину сняли. Как сообщил «БГ» заведующий художественным музеем Василий Гуляев, живописец подарил картину президенту. В Минск ее увез Константин Сумар. Теперь на ее месте висит картина, изображающая женщину с головой кошки, с подписью «Он вернется».

«Я не видел моих хороших подделок. Я сам могу рисовать подделки. Одной из последних был Марк Ротко (ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. Картина Ротко «Оранжевое, красное, желтое» считается самым дорогим полотном, созданным в послевоенное время, – прим. авт.). Я доверился искусствоведу, которая долго рассказывала о Марке Ротко, о том, что там такой цвет, желтый, красный. Я напросился в современный музей во Франции, быстро сделал набросок и предложил сверить. Мне сказали, что нет никакой разницы, работы идентичные. Я ничего не нашел в Марке Ротко».

Никас САФРОНОВ: «Лукашенко мне не позировал, но такая работа еще предстоит»

О качественных подделках

«Мне недавно предложили написать подделку. Мне говорят, Никас, сколько вы зарабатываете? Тысяч сто. Но это все равно не миллионы, которые мы вам заплатим. Вам ничего не надо делать. Мы вам дадим старые холсты, старые краски, кисти. Вам надо будет просто сделать. Я говорю, ребята, а как вы это продадите? Да все просто, выставим на маленький аукцион в Норвегии. Там никто особо не интересуется. Потом покрупнее, скажем, в Брюсселе. А потом на «Кристис», где уже есть история, проверяй – не проверяй, краски старые, все настоящее. Мы продадим за 30 – 40 миллионов, и вы свою долю получите. Я говорю, нет, слишком имя дорогое, слишком долго его зарабатывал, чтобы подделывать чужие картины. Я лучше сам приближусь к этим суммам со временем, благодаря прессе белорусской».

Реклама

О духовности

«Я думаю, что человек всегда будет искать духовность. Самый большой вред вере нанес, как ни странно, Петр I, который убрал русскость, ввел наушничество в церкви, когда стали докладывать о том, что человек говорит на исповеди, и людей сажали в тюрьму. Люди перестали верить истинно. С одной стороны, Петр I сделал много хорошего, но с другой – навредил. Поэтому возрождение духовности важно, любая духовность изначально позитивная».

О сравнении с Дали

«Я не люблю, когда меня сравнивают с Дали. У меня есть картина («Двое» – прим. авт.), где я изобразил Дали большим и черно-белым, а себя цветным, но маленьким. Я не берусь сказать, что сюрреалист, я занимаюсь символизмом. Замок я пока не построил. Надо Брестскую крепость восстановить и сказать, что это мой замок. У меня есть хата в Полтаве, дом в Шотландии. Есть квартира роскошная в Москве, куда я вас всех приглашаю. Мы там сделаем пресс-конференцию. У кого не хватит денег, поможем. В эту квартиру я вложил много сил и энергии, она признана одной из лучших в мире. Там хай-тек, готика, эклектика. Свою Галу я приехал искать в Беларуси. Девушка меня бросила. Когда я расстаюсь с девушками, я всегда говорю, что они меня бросили. Так и им спокойнее, и мне легче».

…и состоявшемся художнике

«Я вспомнил историю, когда Дали приехал в своей город Фигерас, уже будучи очень известным в мире. Собралось огромное количество людей, которые кричали: «Гений! Наш земляк! Гордость!», а один прокричал: «Идиот! Бездарность!» И Дали ответил: «Вы его берегите, таких мало осталось». Когда приезжает состоявшийся художник, это уже история для города. Я не набиваю себе цену, но у нас очень жесткий график, все расписано».

________________________________________________________________________________________________________________

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Персональная выставка Никаса Сафронова открылась в Бресте


Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.