Прислать новость
  • 10 °C
    Погода в Бресте

    10 °C

  • 2.5658
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5658
    EURO3.0414
    100 RUB3.4205

В Брестском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Урожай»

80 29.05.2013 18:46

На необычный для себя эксперимент решился Брестский драмтеатр, представивший спектакль «Урожай» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко. Премьера прошла 25 мая.

Действие постановки, срежиссированной Денисом Федоровым, разворачивается вокруг четырех молодых людей, которые собирают урожай яблок. Драматург, апологет новой драмы, опускает экспозицию, о героях, помимо имен, ничего неизвестно: ни как они оказались в саду, ни кто они такие. Молодые люди представляют некий собирательный образ современного человека: инфантильного, невежественного, с обедненной речью. Подталкиваемые идеей сделать работу максимально хорошо, не допустить попадания в ящик ни одного испорченного яблока, герои доводят это занятие до абсурда, ломая ветки и разбрасывая плоды. Так сюжет углубляется и наполняется иносказательными подтекстами.

Невольно напрашиваются несколько аналогий. Во-первых, с библейским Эдемом, существование которого поставлено под угрозу. Во-вторых, с современным миром, куда человек, движимый благими побуждениями, привносит разрушение. Для молодых людей важен только результат – собрать как можно больше яблок. При этом они не задумываются о том, насколько варварские методы используют для достижения вожделенной цели.

Реклама

Вместе с тем персонажи Пряжко слабы и уязвимы. Привыкшие к городской жизни, они не очень уверенно чувствуют себя в саду. У Егора (Вячеслав Цыцковский) аллергия на пчел, Ира (Екатерина Яцкавец) не может дышать без капель для носа, Люба (Татьяна Василькова), своего рода современная Ева, ломает зуб о твердое яблоко и жалуется на повышенное давление. Валера (Анатолий Баранник), кажущийся самым осведомленным из всей компании, умудряется несколько раз попасть по пальцу, забивая гвозди в сломанный ящик, потому что никогда раньше не держал в руках молотка. Драматург в прямом смысле подвергает персонажей танталовым мукам. Отчаявшись починить ящик, Егор восклицает: «Такие красивые яблоки висят, а собрать не можем!» Ирония в том, что не смогли и их предшественники: ящик, куда они складывали урожай, тоже был сломан.

Денис Федоров, поставивший Пряжко на брестской сцене, привнес в спектакль несколько интересных идей. Удачной оказалась задумка расположить зрительские ряды с двух сторон, поместив сцену в центре. Неплохо смотрелись и экраны, транслировавшие страшные видения героев, ролики с посевной кампании и клип Игги Попа Wild America.

Реклама

«Инопланетные» костюмы и соответствующая сценография, напротив, уводят от основной идеи. Особенно в этом плане не повезло женским персонажам. Девушкам приходится собирать яблоки на высоких шпильках и в платьях, они манерно складывают руки и растягивают слова. Возможно, таким образом создатели спектакля хотели подчеркнуть образ современной огламуренной и не очень интеллектуальной красотки, но результат получился чересчур карикатурным. Высокие шпильки сковывали движения актрис, а их громкий стук отвлекал внимание от собственно действия. Мужские образы удались лучше, однако их не удалось раскрыть полностью.

Впрочем, самым серьезным недочетом стал съеденный финал. Пока в погруженном в темноту зале зритель рассматривал спроецированный на стене логотип компании Apple, дрожащий голос, временами проглатывавший слова, дочитывал финальную сцену. Результатом стали удивленные взгляды и тихий вопрос в соседнем ряду, окончился ли спектакль. Думается, что новая драма, в ключе которой работает Павел Пряжко, требует нового, адекватного сценического языка. У Брестского драмтеатра пока получился спектакль, созданный, скорее, в академических традициях, что неминуемо повлекло потерю некоей смысловой нагрузки, которую вкладывал в текст драматург.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.