Прислать новость
  • -1 °C
    Погода в Бресте

    -1 °C

  • 2.608
    Курс валюты в Бресте
    USD2.608
    EURO3.1417
    100 RUB3.5339

Как управдом стал царем, а Кустинская не уехала в Гагры

107 10.04.2013 18:09

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышла на экраны 40 лет назад и до сих пор любима зрителями. Одну из ярких ролей подружки режиссера Якина в ней сыграла Наталья Кустинская, которой 5 апреля исполнилось бы 75 лет.

Царя мог сыграть Никулин, а вора – Миронов

После окончания съемок «Кавказской пленницы» Леонид Гайдай задумал поставить серьезный фильм. Он хотел экранизировать «Бег» Михаила Булгакова, однако по ряду причин от задумки пришлось отказаться. В начале 1970-х режиссер вновь обратился к творчеству Булгакова, но на сей раз выбрал пьесу «Иван Васильевич», рассказывающую о приключениях нескольких столичных жителей, которые с помощью машины времени перенеслись в эпоху Ивана Грозного, в то время как сам царь оказался в XX веке.

Вместе с Владленом Бахновым Гайдай основательно переработал булгаковский текст, перенеся действие пьесы из 1930-х годов в современные режиссеру 70-е и наделив героев чертами, которые соответствовали времени. Весной 1971 года сценарий был утвержден и Леонид Иович занялся подбором актеров и съемочной группы.

Реклама

В качестве помощников в работе режиссер выбрал людей, с которыми снимал «12 стульев». Место оператора занял Сергей Полуянов, звукооператором выбрали Раису Маргачеву, композитором – Александра Зацепина, написавшего на стихи Леонида Дербенева песни «Январская вьюга», «Кап-кап-кап» («Маруся») и «Разговор со счастьем».

С актерами получилась схожая ситуация. На роль стоматолога Шпака был утвержден Владимир Этуш, появлявшийся в гайдаевских «Кавказской пленнице» и «12 стульях». Герой Александра Демьяненко Шурик из студента превратился в инженера и приобрел фамилию Тимофеев. А актриса Наталья Селезнева, сыгравшая возлюбленную Шурика в «Наваждении», стала женой инженера, блестящей киноактрисой Зинаидой. По сценарию ветреная дама уезжает с любовником-режиссером в Гагры. Однако в эпилоге оказывается, что Александру только привиделось, будто его бросила жена. Самой Наталье Селезневой ближе та Зиночка, которая появляется в финале. «Я специально попросила режиссера, чтобы у меня были очки, зализанные волосы и никакой косметики, – рассказывала она. – Никогда не боялась выглядеть на экране некрасивой. Наоборот, даже получаю от этого удовольствие».

Что касается главной роли царя Ивана Грозного и управдома Бунши, то на нее режиссер пригласил Юрия Никулина. Однако у актера был слишком плотный график гастролей в цирке и освободиться ему никак не удавалось. Так на съемочной площадке оказался Юрий Яковлев, с которым Гайдаю еще не доводилось работать. Впервые снимался у режиссера и Леонид Куравлев, который обошел претендовавшего на роль вора Милославского Андрея Миронова.

Реклама

Режиссерская хитрость чуть не привела к трагедии

Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский. «Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле, – вспоминал Леонид Иович. – Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг». По окончании съемок работники музея даже попросили подарить им два красных кафтана и несколько топориков-бердышей, которые потом использовались при встрече иностранных туристов с хлебом-солью.

Спустя неделю съемочная группа вернулась в Москву, где снимали город с высоты птичьего полета, звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и подруги Якина. Женский голос, которым домушник просит к телефону Антона Семеновича Шпака, принадлежал Наталье Кустинской. Актриса впервые снималась у Гайдая и сама предложила попробовать озвучить Милославского. Роль Натальи была небольшой, но яркой. Она с неподражаемой интонацией говорила: «Алло, Анюта? Ты себе не представляешь! Я сейчас улетаю в Гагры. С самим Якиным!»

В эти же дни снимался эпизод с Натальей Крачковской, которая должна была перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать мужа. Крачковская очень боялась высоты и отказалась выполнять трюк. Тогда режиссеру пришлось пойти на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена люлька с людьми, которые подстрахуют актрису. На самом деле никакой люльки не было, и Крачковская обнаружила это, уже перелезая через перила. Актриса настолько испугалась, что разжала пальцы.  К счастью, оператор успел схватить Наталью и трагедии удалось избежать.

Непросто было Наталье Крачковской и во время съемок сцены, когда ее героиня произносит: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат». «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика, – объясняла актриса. – Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».

Черная кошка – символ удачи

Побороть свой страх пришлось и Владимиру Этушу. Актер вспоминал, что в эпизоде, когда он перечислял овчарке украденные предметы, его голос действительно дрожал от страха. Гайдай просил актера наклониться как можно ближе. Когда Этуш посмотрел на милиционера – поводыря собаки, который присутствовал на съемках, он увидел, что тот весь в напряжении. Владимир Этуш поинтересовался, не укусит ли его овчарка. «Вообще-то может», – ответил милиционер.

Речь шведского посла, которого сыграл Сергей Филиппов, написал сам Гайдай. Иностранный гость говорит на немецком языке с множеством ошибок, и получается такой же ответ от лже-царя: «Гитлер капут!» В сценарии, правда, значился другой вариант «Мир и дружба!», но его не разрешили.

Реклама

Изменился и ответ на вопрос Бунши «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» Первоначально «и. о. царя» должен был услышать: «Народ, ваше величество». Эту фразу заменили на более сдержанный ответ: «Во всяком случае не мы». Да и в качестве места жительства Иоанн Грозный называет милиционеру не «Москву, Кремль», а «палаты».

В финале со зрителями прощается черная кошка. Говорят, что Леонид Гайдай верил в то, что хвостатые приносят удачу. Была у режиссера и другая примета. Перед началом съемок он всегда разбивал тарелку. Однажды, когда посуда не разбилась, съемки пришлось отложить.

Выход картины в 1973 году ознаменовался успехом. Ее посмотрели около 60,7 млн зрителей, и с каждым десятилетием фильм приобретает новых поклонников.

При подготовке использованы материалы www.kinodog.ru, www.rusactors.ru и других открытых интернет-источников.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.