Прислать новость
  • 6 °C
    Погода в Бресте

    6 °C

  • 2.6352
    Курс валюты в Бресте
    USD2.6352
    EURO3.0778
    100 RUB3.329

Игорь РОМАНЧУК: «Важно найти гармонию архитектуры и природы»

308 20.02.2013 18:43

С художником Игорем Романчуком я познакомилась на открытии выставки «Звуки живописи и краски музыки» в Брестском художественном музее, которую он организовал совместно с женой Ольгой и дочерью Златой. Картины, где изображены городские улочки, освещенные прозрачными лучами весеннего солнца, украшенные осенними листьями или талым снегом, вызвали у меня светлые эмоции. На полотнах можно было увидеть старую архитектуру, место которой в постоянно меняющемся Бресте уже заняли новые постройки. Мне захотелось расспросить Игоря Романчука о том, как начался его творческий путь и каким он видит современный город.

– Вы родились в Ивацевичском районе, учились в Витебске. Как получилось, что в итоге оказались в Бресте?

– Мой товарищ работал здесь в общеобразовательной школе и предложил поделиться часами. Я тогда оканчивал художественно-графический факультет в Витебском педуниверситете, и мне казалось, что занятия живописью предполагают жизнь в городе. Потому что здесь больше возможностей, больше людей, которые этим интересуются. Для роста это полезнее. Хотя я знаю художников, которые уезжают в глубинку. Но для развития нужно начинать все-таки с города.

– Влияет ли на художника то, где он родился?

– Влияет. Я как городской житель с сельскими корнями не люблю писать голую архитектуру, она всегда сочетается с пейзажем. Там и пора года четко читается, всегда присутствуют деревья. То есть на картинах всегда архитектура существует в гармонии с природой, с окружающим миром. Я пробовал писать другие города, тот же Минск, немного Варшаву, но меня не очень привлекает просто архитектура, без окружающей среды. Видимо, место рождения наложило свой отпечаток, потому что деревня – это больше природа, лес, речка, поле. Острее ощущается смена пор года, природные изменения.

Реклама

– Как происходит процесс создания картины?

– У каждой картины своя история создания. Какая-то получается сразу, некоторые стоят неоконченными. Что-то могу дописывать, но не всегда можно сказать, сколько займет по времени создание той или иной картины.

Зачастую я пишу с натуры, некоторые картины потом дорабатываю по фотографии. Мне важно создать эффект присутствия, сохранить документальность места. Вы видите, как меняется город, и, как оказалось, те работы, которые были написаны пять лет назад, уже воспринимаются как исторические. Меня сравнивают с импрессионистами, и я действительно от них достаточно много взял. Впечатления, свет, сиюминутность изображения. Но мне еще интересно было добавить документальности, чего у импрессионистов, может быть, мало. Например, глядя на картины Моне, трудно определить изображенное место. Там впечатление, речи о деталях не идет. Мне важно, чтобы места, которые я пишу, были узнаваемы.

– Как Вы относитесь к современному облику Бреста? Есть ли улицы, которые Вас сейчас вдохновляют?

– От перестроек никуда не денешься: время идет, все меняется. Жаль уходящего, но город, наверное, не может стоять на месте. Конечно, мне как художнику нравятся старые дворики, кривые бордюры, дороги с ямками, но с практической точки зрения людям жить в этих дворах, наверное, не очень удобно. Поэтому я вижу свою задачу как художника в том, чтобы сохранять облик города хотя бы на картинах.

Реклама

Мне нравятся улицы Карла Маркса, Пушкинская, старая архитектура города. На обновленной Советской тоже есть интересные уголки, но к ним нужно привыкнуть.

– У Вас есть опыт преподавания живописи. Как Вы думаете, необходимо ли художнику университетское образование, чтобы добиться результатов?

– Тут я консерватор. Как показывает опыт, школа необходима. Без этой основы, фундамента не получается профессионализма. Человек может быть творчески развит, неординарен мышлением, взглядом на мир, но когда он не может это грамотно воплотить на холсте, то произведение будет выглядеть немножко по-дилетантски.

Не обязательно это образование получать в университете. Можно самостоятельно школу получить, рисовать, смотреть, общаться, спрашивать. У меня есть несколько таких знакомых, которые достигли неплохих результатов, выставлялись, развиваются.

Но и любовь к этому делу важна. Потому что, если человек рисует на уровне хобби, оно и останется на уровне хобби. А профессиональная грамота подразумевает знание анатомии, перспективы, законов светотени. И этому можно научить так же, как детей учат читать и писать.

Мне недавно попала в руки книжечка 1947 года по методике обучения рисованию. Два года прошло после Великой Отечественной, но в это время разрухи, голода уже пытались составить систему обучения рисованию в школе, закрепить и систематизировать. Автор методички пишет, что обучить рисованию можно всех детей, что это развивает мышление, воображение, мелкую моторику. Сейчас урок рисования считается чем-то отвлеченным: если ребенок способный, значит он рисует. Остальным оценки ставятся по настроению.

Все дети рисуют. Само по себе это редкое явление, когда внутренний огонь поддерживается. Может быть, громко говорить, что все способны стать художниками, но определенной грамотности в рисунке каждый может добиться.

Реклама

– А в своих детях Вы это развиваете?

– Конечно. По мере возможности какие-то навыки стараемся давать. Я не буду специально настаивать, чтобы они продолжали мое занятие, чтобы была династия художников. Но хочу дать базу, а по мере взросления пусть сами разбираются.

На меня родители тоже старались не влиять, хотя и не сразу одобрили мой выбор. Когда поступал, был такой смешной случай. Я поехал сдавать экзамены с папой. Он уехал раньше, оставив мне обратный билет. У меня деньги были только на питание на неделю. А я зашел в магазинчик, где продавались краски, и почти все эти деньги спустил. Осталось только на хлеб и кефир. И вот я неделю так жил, а потом приехал обратно. Поезд прибывал ночью. Мама увидела меня невыспавшегося, после экзаменов и недели на кефире и сказала, что я больше туда не поеду. Но я был счастливый, потому что у меня были краски.

– Как Вы оцениваете состояние живописи в Беларуси сегодня?

– Это вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Много талантливых художников, много людей, которые работают, выставляются, в том числе среди молодежи. Возможно, хотелось бы больше выставок в Бресте, потому что пару лет назад, на мой взгляд, больше выставлялись.

Но сейчас получается, что каждому художнику необходимо выживать, чтобы заниматься любимым делом. Нужно налаживать финансовую сторону, а на зарплату в 3 млн не особенно разгонишься. Поэтому многие способные ребята бросают занятие живописью. Это никак не умаляет таланта человека, его способностей. Но все же хотелось бы видеть больше поддержки.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.